В начале февраля 2021 года Президент РФ издал Указ № 71 от 05.02.21 "Об утверждении Положения о регулировании некоторых вопросов, связанных с упразднением федеральных органов исполнительной власти и принятием решений о передаче отдельных государственных функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти".
Ну, начнем с самого названия. Наверное, в юридических документах, тем более такого уровня, писать слова "некоторых", "отдельных" - это не правильно, но да пусть будет, суть не в этом.
Данный Указ стал поддержкой новой Административной реформы Председателя Правительства РФ М.Мишустина, целью которой он обозначил повышение эффективности работы Госаппарата.
Чтобы понимать что странного в этом указе, необходимо определиться с понятием. Что такое федеральные органы исполнительной власти? Ну здесь все более менее просто, это органы гос.власти, представленные федеральными агентствами и службами. Например, федеральная служба по наркоконтролю, федеральное казначейство, федеральное агентство по информационной безопасности и т.п.
А теперь к самому Указу. Речь в нем идет об Упразднении (т.е. ликвидации) части этих органов и Передаче их функций и полномочий. Сразу напрашивается вопрос. А кому можно передать полномочия и функции, например, Федеральной службы внешней разведки РФ???
I. И вот тут, в Положении к этому Указу можно прочитать, что свои функции и полномочия упраздненная организация передает:
1. либо - другому федеральному органу (который не подлежит упразднению)
2. либо - организации (-ям), которых Государство наделило полномочиями представлять его (т.е. это Государство).
II. Правительство РФ устанавливает условия передачи полномочий упраздненных органов:
- по распределению и согласованию кол-ва должностей в новом органе.
- по перераспределению финансовых ассигнований от государства.
III. Финансирование всех ликвидационных расходов федеральных органов идет из средств Гос.бюджета, а это миллионы и может даже не рублей.
IV. Все подведомственные организации упраздняемых федеральных органов переходят под управление нового органа или организации, куда перешли функции и полномочия этого органа. Но, правительство может определить своим указом иного руководителя подведомственной организации.
Итак, в прошлом году было упразднено 74 структурных подразделения из 45 министерств и ведомств. Сокращено более 31 тысячи должностей.
Запрос общества на сокращение раздутого госаппарата был давно. На протяжении всей истории РФ было несколько таких административных реформ с переходом функций и полномочий одних органов власти, другим, но качественного сокращения так и не происходило. Как смеялись в народе, одну закроют, а десять новых откроют.
Сейчас, хоть и произошло столь глобальное перестроение и сокращение властей, что-то не видно чтобы где-то возмущались чиновники, что их лишили работы и зарплаты. Следовательно, можно предположить, что всем нашлось место в новых структурах.
Это как с роспуском правительства и Премьера. Для Главного придумали новую должность, а остальные пересели в другие кресла разных ведомств.
Даже само правительство в открытую говорит о том, что сокращение в основном прошло за счет сокращения вакантных должностей...
Тогда зачем же нужна эта реформа?
Сейчас мы приведем мнения некоторых политиков и общественных деятелей, а вы подумайте над этим.
Во-первых, когда в государстве постоянно идут реформы, не понятно кто за что отвечает, где искать концы и ответственных. И этот период затягивается на какое-то время, пока все не наладится. А там, гладишь и еще одна подойдет...
Во-вторых, обозначенная цель этой реформы - как повышение эффективности госаппарата, очень расплывчата и не понятна. А что, повысить эффективность на местах нельзя было?
В-третьих, как может государство отдать часть своих государственных полномочий банкам? Да, да. Банку ВЭБ переданы полномочия Институтов развития. А это Корпорация МСП (развитие малого и среднего бизнеса), Российский экспортный центр, ЭКСАР, Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), Фонд «Сколково», а также «Роснано» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ.
А еще, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК), Фонд развития Дальнего Востока и Арктики и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ)
В-четвертых, вся российская государственность теряет свои позиции, превращаясь в организацию по предоставлению услуг. Да еще и услуги эти будут все больше переводиться в цифровое поле. А вот развитием государства будет заниматься ВЭБ, под руководством долларового миллиардера Игоря Шувалова.
Вот основная суть этого Указа и всей административной реформы.
Давайте поговорим об этом. Что вы думаете на этот счет? Пишите в комментариях.
С уважением, "ЭП"