Фильм "Основной инстинкт" Пола Верховена вышел в 1992 году. Шэрон Стоун, исполнительница роли Кэтрин Трамелл, стала на долгие годы символом сексуальности и объектом мастурбационных фантазий многих юношей и мужчин. В 2006 году последовало продолжение фильма, снятое уже другим режиссёром.
Первый образ, который у меня сложился о героине фильма, когда в 16 лет я впервые его увидела - образ обольстительной стервы и убийцы.
Однако по прошествии времени я иначе смотрю на Кэтрин Трамелл.
Под воздействием каких жизненных обстоятельств могла сформироваться такая личность? И какова она?
Вот на какие аспекты я обратила внимание при анализе личности героини.
1. Первое, что бросается в глаза - озабоченность сексуальностью. Кэтрин Трамелл транслирует сексуальность через свой откровенный стиль в одежде, дерзкое, соблазняющее поведение. Сексуализируется даже смерть - так героиня состоит в приятельских отношениях с женщиной, убившей членов своей семьи (мужа и детей), с воодушевлением описывает убийства на сексуальной почве и изнасилования в своих романах, использует аксессуары, символизирующие мужской фаллос (нож для колки льда, зажигалки). Сексуальная жизнь героини перверзна: в ней присутствуют и эксгибиционизм, выражающийся в получении удовольствия, когда за ней подглядывают во время секса, и от демонстрации своего тела в откровенных нарядах, и садомазохизм, когда она причиняет боль партнёру, доминирует над ним, и когда сама подвергается грубому обращению и унижениям, когда в сексе её объективируют как вещь.
2. Травма привязанности, неспособность к эмоциональной близости, контрзависимое поведение, промискуитетная жизнь.
Она отчуждена от других, несмотря на множество поверхностных связей, имеет недоверие к окружающим.
В ситуации, когда зарождается привязанность, героиня лицом к лицу сталкивается со своей травмой, чувствует себя ранимой и уязвимой.
В первом фильме был эпизод, когда она перестала играть и показала Нику свою слабость, потребность в нём, проявила нежность. То, что между ними произошло, можно назвать занятием любовью. Но потом Кэтрин возвращается к привычному образу стервы, подменяя слово "любить" словом "трахаться".
Чувствительность, проявление эмоций в её картине мира является признаком слабости. Кэтрин крайне важно поддерживать образ своего всемогущества, самодостаточности, превосходства, а не находиться в зависимости, которая кажется унизительной. В состоянии зависимости она чувствует себя ничтожной, поэтому ей нужно контролировать других.
3. Уход в фантазии, чему служит её писательское ремесло. Складывается впечатление, что Кэтрин живёт в мире, который она сама себе придумала, и манипулирует людьми, чтобы они повторяли сценарий, который она создала в своём воображении.
4. Саморазрушительное поведение: употребление наркотиков (секс под кокаином и другими веществами, подвергание себя риску, скука в ситуации отсутствия опасности).
5. Демонизация и обесценивание мужчин, которые, в её представлении, опасны, если не побеждены.
6. Во второй части фильма Кэтрин Трамелл предположительно 48 лет, а она так и не смогла построить стабильных удовлетворяющих отношений.
7. Что в первой, что во второй части фильма, Кэтрин Трамелл оказывается жертвой сексуальной эксплуатации со стороны лиц при исполнении своих профессиональных обязанностей, от которых она так или иначе зависит: в первом фильме это детектив, расследующий убийство, где Кэтрин - главный подозреваемый, во втором - её психотерапевт. Оба поддались на её сексуальные провокации, преступив профессиональную этику.
Можно обвинить героиню, что она сама виновата. Однако я так не считаю, поскольку люди, вступившие с ней в сексуальную связь далеко не так простодушны. Опытный психотерапевт и подавно должен уметь справляться с эротизированным переносом - своим и пациента. Если он является перверзным нарциссом, то идёт на нарушение этики.
Вывод.
Можно было бы отнести героиню к истерическим (демонстративным, по Нэнси Мак-Вильямс) личностям, если бы не сильный тип её нервной системы. Нервная система истерических личностей менее устойчива, при этом истерические личности толерантны к зависимости от других. Героиня же Шэрон Стоун идеально владеет своими эмоциями, не переносит ситуацию зависимости, в виду чего её личность скорее нарциссическая с элементами антисоциальности.
Помимо этого, у героини отмечается достаточно признаков, которые говорят о пережитой в детстве и хронически протекавшей психотравме. С большой долей вероятности, это был инцест, продолжительное сексуальное злоупотребление со стороны отца. А жертвы инцеста довольно часто оказываются в ситуации повторной сексуальной эксплуатации.
Провоцирующее, соблазняющее поведение с их стороны нередко говорит о бессознательном стремлении повторить травму, пережитую в детстве. В данном случае объект сексуальной провокации становится прообразом отца, нанесшего сексуальную травму.
Когда ребёнок переживает инцест, у него закладывается убеждение, что любовь и одобрение можно получить лишь через сексуализацию и половой акт. Однако, во взрослом возрасте, когда половой акт происходит, к объекту сексуальной провокации просыпается отвращение (или постепенно накапливается) и дальнейшие отношения становятся невозможны.
Если соблазнение происходит со стороны человека с тяжёлым расстройством личности, то потребность удовлетворить сексуальное влечение будет сопряжено с ненавистью в переносе и соответствующими отыгрываниями в дальнейшем.