Найти тему

Священномученик Климент, папа Римский и семь святых священномучеников, епископствовавших в Херсонесе.

По материалам книг: "Святые апостолы", сост. Маркова А.А.

"Святые древнего Крыма" митрополит Иоанн (Ведланд)

"Жития святых" святитель Димитрий Ростовский.

При императоре Нероне, около 68 года н.э. апостол Петр вместе с другими христианами был арестован и приговорен к распятию.

Известно, что христианская община его уговаривала уйти из Рима, спастись, сохранить себя для для пользы христиан. Ради их мольбы он согласился. И увидел идущего в Рим Иисуса Христа.

"Куда идешь, Господи?"- спросил он.

"Иду в Рим, чтобы снова распяться" - ответил ему Господь Иисус.

Апостол Петр тут же повернул обратно. Известно, что он просил распять его вниз головой, так как считал себя недостойным умереть как Христос.

По преданию, тело апостола Петра похоронил его ученик - Климент Римский. Сейчас на месте погребения стоит собор Святого Петра.

Святитель Климент был четвертым епископом Рима, это была должность Папы.

Очень много язычников привел в христианство. Но были и такие, что возмущали народ против епископа Климента. Дошло дело до императора Траяна, который распорядился, так как епископ Климент был из знатной семьи, чтобы Климент выбрал: поклониться языческим богам или ссылку в Херсонес Таврический на работу в каменоломни.

С епископом Климентом добровольно в Херсонес поехали и многие христиане из его паствы.

Вот цитата из труда "Святые древнего Крыма" митрополита Иоанна

"Вблизи Херсонеса находился город Инкерман – месторождение строительного камня. Древние разработки камня, сохранившийся доныне пещерный город и церковь находятся над городом. Римский епископ и в положении раба действовал как архиерей. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь."

Чудесным образом святитель Климент нашел в этом засушливом месте родник, благодарные люди его очень полюбили, много крестилось и свободных, и каменотесов. Христианство в Херсонесе начало распространяться массово.

Это встревожило императора Траяна и он велел уничтожить христиан. Но, так как христиан оказалось очень много - приказал утопить в море святителя Климента, привязав к ногам якорь. "Мученическая кончина святого произошла в 101 году. По местному преданию, он утоплен в море близ устья Черной речки."- пишет митрополит Иоанн (Ведланд)

Говорят, несколько веков в день мученической кончины святителя Климента море отступало, и христиане могли видеть нетленные мощи святого.

Судя по всему, христианская община уменьшалась, скорее всего со временем исчезла. Так как уже в начале четвертого века пришлось начинать все заново: Иерусалимский Патриах Ермон направил в Херсонес двух епископов, Ефрема и Василия, возвещать Слово Божие и проповедовать Христа.

Вот цитата из "Жития Святых" Димитрия Ростовского:

"Ефрем и Василий, пришли в страну тавроскийскую и здесь, в городе Херсонесе, оба трудились некоторое время, проповедуя истинного Бога не ведающему Его народу и просвещая помраченных тьмою еллинского идолослужения. Затем святой Ефрем, оставляя жителей Херсона святому Василию, пошел к скифам, жившим по Дунаю, проповедью своею обращал там многих к Христу и, претерпев довольно скорбей и трудов в благовестии Христовом, в седьмой день марта был обезглавлен.

Между тем святой Василий, обличая в Херсоне заблуждение людей неверных и показывая им правый путь спасения, возбудил народный гнев: нечестивые взяли его, били без милости и изгнали из города."

Но убежденные чудесным воскрешением умершего отрока по молитвам епископа Василия, многие язычники крестились. Но вновь, в 309 году, как раз настали новые гонения на христиан, 7 марта 309 года язычники ворвались в дом епископа Василия, били его камнями и палками, волочили за собой по улицам и забили до смерти.

Говорят, тело святого бросили в ров за городом, но оно оказалось нетленным, а христиане тайно его предали земле.

Следующие епископы Евгений, Агафодор, Елпидий, так же приняли мученическую кончину 7 марта 311года. разъяренная толпа волочила их по дороге, избивая палками, пока они не скончались.

Во времена святого равноапостольного Константина гонения на христиан прекратились. Святитель Еферий руководил постройкой храма в Херсонесе. Но вскоре скончался от болезни. По преданию, тоже, чудесным образом, 7 марта.

"Епископа Капитона прислал в Херсонес на место святителя Еферия император Константин" - "Святые Древнего Крыма" митрополит Иоанн(Ведланд)

Епископ Капитон прославился чудесами, которые сотворил, чтобы убедить язычников в всемогуществе Бога христианского. По преданию, он с молитвой пробыл в горящей печи один час.

"О великой вере святителя Капитона и совершенном им чуде было возвещено святому Константину и святым отцам Первого Вселенского Собора (325). Несколько лет святитель Капитон благополучно служил в Херсонесе. Затем он отправился на корабле в Константинополь, но попал в сильную бурю. Ветром корабль прибило к устью Днепра. Местные варвары напали на корабль и убили всех находившихся на нем, в том числе и святителя Капитона. Это произошло 21 декабря, но Церковь вспоминает об этом событии в день памяти других священномучеников Херсонесских (7 марта)." - "Святые Древнего Крыма" митрополита Иоанна(Ведланд)

Я привожу цитаты, так как мои слова жалки...

Семь священномучеников, епископствовавших в Херсонесе:

Ефрем, Василий, Евгений, Агафодор, Елпидий, Еферий, Капитон.

День памяти 7 марта. (20 марта по новому стилю)

фотография иконы из открытых источников
фотография иконы из открытых источников