68,6K подписчиков

Мифический альбом живописи как предвестник нуара

2,2K прочитали
После того, как в связи с мрачным кино было использовано словосочетание «барочный ужас» некоторые из кинокритиков предположили, визуальную составляющую нуара можно выводить из живописи XVII века.

После того, как в связи с мрачным кино было использовано словосочетание «барочный ужас» некоторые из кинокритиков предположили, визуальную составляющую нуара можно выводить из живописи XVII века. Хотя на самом деле глубокие тени в нуаре возникли по причине малого финансирования, поэтому приходилось использовать более мощные источники света, но в меньшем количестве.

«Мастер света свечи» «Святая Ирина ухаживает за святым Себастьяном»
«Мастер света свечи» «Святая Ирина ухаживает за святым Себастьяном»

Если всё-таки был бы альбом живописных работ «Предшественники нуара», то его открывала бы репродукция автора, которого именуют «мастер света свечи». Подлинное имя его так и не узнали, но название картины известно - «Святая Ирина ухаживает за святым Себастьяном».

Далее, несомненно, шел бы Караваджо - талантливый художник и патологическая личность (прямо-таки маньяк-эстет из триллеров), который дал мировому искусству сюжет «Гадалки» и «Шулеров».

Жорж де Латур «Шулер с бубновым тузом»
Жорж де Латур «Шулер с бубновым тузом»

«Шулер с бубновым тузом» так же был изображен лотарингский художником Жоржем де Латуром.

Тему карточных мошенников можно обнаружить также у французского художника Валантена де Булоня.

Герард Зегерс «Отречение святого Петра»
Герард Зегерс «Отречение святого Петра»

Что интересно, в карты в свою очередь играют стражники на картине фламандского живописца Герарда Зегерса «Отречение святого Петра».

Адам де Костер «Отречение святого Петра»
Адам де Костер «Отречение святого Петра»

Этот религиозный сюжет носит явно мрачноватый характер, что подтверждается полотном голландского художника Адама де Костера. В нуаре вообще часта тема отречения и неожиданного «предательства»

Матиас Стом «Муций Сцевола»
Матиас Стом «Муций Сцевола»

Хотя есть мотивы и внезапного мужества, что можно, например, видеть на картине Матиаса Стома «Муций Сцевола». Иногда в мрачном жанре персонажи проявляют неожиданное упорство, подобно римскому юноше, который готов пожертвовать своей рукой.

Хендрик Тербрюгген «Концерт»
Хендрик Тербрюгген «Концерт»

Мотив ночных концертов (вспоминайте «Леди-призрак») можно вдруг изыскать на полотне голландского мастер Хендрика Тербрюггена «Концерт». Получилось таинственно и тревожно.

Баттистелло Караччоло «Иосиф Прекрасный обрывает заигрывания жены Потифара»
Баттистелло Караччоло «Иосиф Прекрасный обрывает заигрывания жены Потифара»

У итальянца Баттистелло Караччоло явлены мотивы «роковой красотки», по крайней мере, полотно «Иосиф Прекрасный обрывает заигрывания жены Потифара» может трактоваться сугубо в криминальном контексте.

Карло Сарачени «Юдифь с головой Олоферна»
Карло Сарачени «Юдифь с головой Олоферна»

А знаменитый библейский сюжет про Юдифь в эпоху барокко выглядит уж как-то совсем сумрачно и вовсе не нравоучительно. В качестве «тёмного примера» можно привести картину Карло Сарачени «Юдифь с головой Олоферна»

Артемизия Джентилески «Иаиль и Сисара»
Артемизия Джентилески «Иаиль и Сисара»

Закончим наш обзор на неожиданной картине. Не столько по причине сюжета, сколько потому, что её создала женщина Артемизия Джентилески (почти как имя из гангстерской драмы). Художницы в ту пору были редкостью. Да ещё создающие полотна на тему «Иаиль и Сисара». Хотя сюжет тоже не самый миролюбивый.