После того, как в связи с мрачным кино было использовано словосочетание «барочный ужас» некоторые из кинокритиков предположили, визуальную составляющую нуара можно выводить из живописи XVII века. Хотя на самом деле глубокие тени в нуаре возникли по причине малого финансирования, поэтому приходилось использовать более мощные источники света, но в меньшем количестве.
Если всё-таки был бы альбом живописных работ «Предшественники нуара», то его открывала бы репродукция автора, которого именуют «мастер света свечи». Подлинное имя его так и не узнали, но название картины известно - «Святая Ирина ухаживает за святым Себастьяном».
Далее, несомненно, шел бы Караваджо - талантливый художник и патологическая личность (прямо-таки маньяк-эстет из триллеров), который дал мировому искусству сюжет «Гадалки» и «Шулеров».
«Шулер с бубновым тузом» так же был изображен лотарингский художником Жоржем де Латуром.
Тему карточных мошенников можно обнаружить также у французского художника Валантена де Булоня.
Что интересно, в карты в свою очередь играют стражники на картине фламандского живописца Герарда Зегерса «Отречение святого Петра».
Этот религиозный сюжет носит явно мрачноватый характер, что подтверждается полотном голландского художника Адама де Костера. В нуаре вообще часта тема отречения и неожиданного «предательства»
Хотя есть мотивы и внезапного мужества, что можно, например, видеть на картине Матиаса Стома «Муций Сцевола». Иногда в мрачном жанре персонажи проявляют неожиданное упорство, подобно римскому юноше, который готов пожертвовать своей рукой.
Мотив ночных концертов (вспоминайте «Леди-призрак») можно вдруг изыскать на полотне голландского мастер Хендрика Тербрюггена «Концерт». Получилось таинственно и тревожно.
У итальянца Баттистелло Караччоло явлены мотивы «роковой красотки», по крайней мере, полотно «Иосиф Прекрасный обрывает заигрывания жены Потифара» может трактоваться сугубо в криминальном контексте.
А знаменитый библейский сюжет про Юдифь в эпоху барокко выглядит уж как-то совсем сумрачно и вовсе не нравоучительно. В качестве «тёмного примера» можно привести картину Карло Сарачени «Юдифь с головой Олоферна»
Закончим наш обзор на неожиданной картине. Не столько по причине сюжета, сколько потому, что её создала женщина Артемизия Джентилески (почти как имя из гангстерской драмы). Художницы в ту пору были редкостью. Да ещё создающие полотна на тему «Иаиль и Сисара». Хотя сюжет тоже не самый миролюбивый.