Почему вокзал появился именно здесь? За что москвичи посмеивались над первым зданием железнодорожной станции? В чём оригинальность конструкций и декора сооружения? Почему пригородные кассы не сочетаются с внешним обликом вокзала? А также - как здание изменилось за эти годы? И куда сейчас с него можно уехать? Об этом и не только расскажу сегодня.
Сельская изба почти в центре Москвы
Строительство здания вокзала начали по инициативе общества Киевско-Воронежской железной дороги. В 1895 году организация получила разрешение на прокладку путей от Брянска до Москвы. Аргумент был такой: новые транспортные маршруты будут способствовать развитию западных регионов Российской Империи. Разместить вокзал решили в Дорогомилове, недалеко от берега Москвы-реки.
Во-первых, рядом пролегала главная водная артерия города. Открытие железной дороги превратило бы местность в большой транспортный узел для грузовых перевозок. Товары могли доставлять по воде, а затем уже по железной дороге в западные регионы. Во-вторых, в Дорогомилове имелось свободное пространство. Местность была не так сильно застроена. Преобладали огороды, деревянные склады и пустоши. То есть работы не потребовали бы огромных финансовых вложений.
Московские власти, взамен на предоставление участка под строительство, потребовали у правления Киевско-Воронежской железной дороги привести в нормальный вид прилегающую территорию. В первую очередь, Бережковскую набережную, а также Бородинский мост. Однако его обновление сильно затянулось. Вокзал открылся для пассажиров 1 августа 1899 года. Внешне это было частично деревянное одноэтажное длинное здание, похожее на избу. #Архитектура сооружения была настолько простой, что все, кому не лень, величали его провинциальной и некрасивой постройкой. У вокзала даже не было названия. Он именовался просто станцией " #Москва ".
Красивое чудо инженерной мысли
По началу железнодорожная станция использовалась в основном для грузовых перевозок. С неё уходило всего лишь два пассажирских поезда. Такая ситуация сложилась, потому что вокзал был единственным в первопрестольной, где была такая удобная пересадка на Москву-реку. Дела у железнодорожной компании шли хорошо. Поэтому в 1912 году правление выделило деньги на #строительство нового здания вокзала. К тому времени как раз было исполнено обещание о возведении нового Бородинского моста. Поэтому городские власти не возражали.
Разработку сооружения доверили архитектору Ивану Рербергу. Кроме него в проекте участвовал Вячеслав Олтаржевский. Облик вокзала, который они создали, сильно отличался от всех других московских железнодорожных станций. За основу зодчие взяли не популярный тогда модерн, а неоклассицизм. Главный фасад здания богато украшен колоннами и обращён к Москве-реке. Изюминкой вокзала стала огромная башня с часами высотой в 51 метр. Её венчали скульптуры орлов. Это отсылка к памятникам на Бородинском поле.
По бокам от арочных входов также расположили скульптуры. Однако они уже символизировали промышленность и сельское хозяйство юга страны. Причём сделали их из бетона, нового на тот момент материала. Внутри декор был безумно красивым. Росписи больших залов ожидания сделали художники Фёдор Рерберг (брат Ивана Рерберга) и Игнатий Нивинский. Железнодорожные платформы спрятали под навесом из стекла и металла. Конструкцию создали при участии инженера Владимира Шухова. Основные работы завершили в 1918 году.
Советские дополнения
В 1934-м вокзал стал именоваться Киевским, так как это больше соответствовало железнодорожному маршруту. А уже в следующем году Генеральный план развития Москвы предусмотрел расширение привокзальной площади. Кстати, сделать это хотел ещё сам Рерберг. Но тогда было не то время, чтобы воплощать в жизнь все, не самые необходимые идеи. В первой половине 1940-х к вокзалу пристроили корпус с пригородным кассовым залом по проекту архитектора Дмитрий Чечулина.
Изначально планировалось, что конструкция будет похожа на основное здание. Но Чечулин посчитал более уместным оформить её в стиле итальянского ренессанса. Чтобы постройка сочеталась со станцией метро "Киевская" ныне Филёвской линии. Именно для неё конструкция использовалась по началу, как наземный вестибюль. Но в 1952 году помещение отдали для новой станции "Киевская" Арбатско-Покровской линии.
Также в послевоенное время немного изменили внутренние интерьеры залов ожидания. Например, появились барельефы, изображающие людей из РСФСР и УССР. Дополнили композиции выдержками из советской Конституции о праве на труд и пенсию. Интересно, что создавал барельефы Вячеслав Олтаржевский. Тот самый, что участвовал в проектировании вокзала ещё вместе с Иваном Рербергом. Позже в одном из залов установили витраж. Он символизировал дружбу народов Украины и России. Вообще в годы СССР на вокзале проводили немало реконструкций. В том числе меняли арочный навес над платформами. Но в целом облик здания как снаружи, так и внутри остался практически неизменным.
Сохраняя индивидуальность
В 2003 году закончили ремонт навеса над платформами. Старая конструкция проржавела и была не в самом лучшем состоянии. Новую сделали из других материалов, но используя оригинальные чертежи Владимира Шухова. Сегодня вокзал выглядит неплохо и внутри, и снаружи.
Единственный недостаток - это реконструкция площади перед Киевским вокзалом. После неё, в 2006 году, здесь появился огромный торговый центр, который загораживает железнодорожную станцию. Также небоскрёбы Москва-сити на заднем плане как будто "съели" здание вокзала. Хотя, когда горит подсветка, смотрится даже интересно.
В наше время с Киевского вокзала ходят не так много поездов. Отсюда можно уехать в Брянск, Калугу, Адлер, Анапу и ещё несколько южных городов. Также существует маршрут до Санкт-Петербурга. Он прибывает на Ладожский вокзал Северной столицы. К сожалению, #история сложилась таким образом, что в украинские и молдавские города поезда с вокзала сейчас не ходят. Основной пассажиропоток дают электрички. Помимо обычных пригородных, отсюда ездят аэроэкспрессы в аэропорт "Внуково".
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!