Аристотель (384-322 до н.э.) – самый известный ученик Платоновской академии. Еще с юности он отличался удивительной жаждой знания. Если Платон и Сократ это образцы философа, то Аристотель это образец ученого, так как большинство наук идет от Аристотеля. Много его произведений было утрачено. Около 20 лет он учился в академии Платона. После смерти Платона он по приглашению македонского царя Филиппа отправляется туда и становится учителем Александра Македонского. Но работает там недолго, потому что царя Филиппа убивают и Александр, став царем, начинает свои военные походы, создает огромную империю включающую Грецию, Египет и Среднюю Азию. Но Александр помнил о своем учителе. У Александра в его армии были специальные люди, которые собирали для Аристотеля различные виды растений, минералов, различные исторические реликвии, потому что Аристотель был ученым энциклопедистом. Его интересовала и биология, и психология, и история, и социальная философия, и политика, и искусство. То есть он имел интерес ко всему. Ар-ль возвращается в Афины, в 335 году создает школу Ликей, отсюда пошло слово лицей. Другое название этой школы – «перипатетики». Это слово означает буквально «те которые прогуливаются». Но это не было особенностью только этой школы. В античных учебных заведениях было принято, что учителя прогуливались во время занятий с учениками и учили в процессе прогулки. После смерти Александра в 323 году в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание и афинянине воспринимали Аристотеля как человека Александра и он вынужден был бежать и в 322 году он умирает на острове Эвбея, окаймляющем греческий полуостров с востока.
Прежде чем говорить об онтологии Аристотеля нужно сказать как он классифицирует знание. По Аристотелю знающий отвечает на вопрос «что?» и «почему?», то есть знает сущности и причины тех или иных явлений. Также знающий человек по Аристотелю это человек, который способен научить другого.
Первый вид знания – теоретическое знание или теоретические науки. Они предметом изучения имеют сущее, или то, что есть, то что существует независимо от нас. Их цель – дать знания ради самого знания. Какие это науки? Это, во первых, математика и, во-вторых» это так называемая «первая философия». Она изучает сущее в целом, то есть не какие-то части реальности, а реальность в целом.
«Первая философия» изучает первые причины всего. То есть причины, от которых зависит все остальное. Аристотель также говорит о «второй философии». «Вторая философия» это физика.
Следующий вид наук – науки практические. Практические науки предметом имеют деятельность человека. Слово «Праксис» это деятельность. Отсюда слово практика. Их цель – дать знание о том, как правильно действовать. Аристотель выделяет 3 таких науки – этика. Политика, экономика. Этика учит, как правильно совершать поступки, политика – дает знание о том, как устраивать общественную жизнь и экономика (переводится как законы или искусство ведения домашнего хозяйства, хозяйственной деятельности).
Третий вид наук – поэтические науки. «Поэзис» по-гречески это творчество. Это все те виды знаний, наук, которые создают то, чего нет в природе. Это ремесла и инженерное дело и виды искусства. Сейчас какого-то ремесленника и сапожника не назовут творческим человек, а у Аристотеля сапожное ремесло входит в поэтические науки. Также и все другие виды ремесел - и кораблестроение, и архитектура, и медицина и так далее. Почему медицина относится сюда? Потому что медик должен сделать, чтобы человек выздоровел неестественным путем. Виды искусств тоже входят сюда. Поэт создает стихи, художник пишет картины. И инженерное дело.
У Аристотеля есть субординация между видами знания. Самые важные знания это первые. Для него теория существует не для того чтобы обслуживать третью часть, а она имеет самостоятельное значение. Деятельное практическое знание ниже по статусу, а поэтическое знание еще ниже.
(Отдельно Аристотель рассматривает логику. Логика это наука о доказательстве. Его называют основоположникам формальной логики.)
Теперь онтология Аристотеля, то есть его учение о реальности. Аристотель анализируя понятие сущего говорит что мы говорим о сущем в разных значениях и он вводит понятие категория. Категории это такие базовые понятия, с помощью которых мы описываем реальность. Аристотель выделил 10 категорий: сущее, качество, количество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание.
Что такое "сущее"? Сущее это сущность, она отвечает на вопрос «что это есть?». Например, это человек.
Вторая категория это категория "качество". Она отвечает на вопрос какой? Например, «молодой» человек.
Третья категория – "количество". Она отвечает на вопрос «сколько». Четвертая категория – отношение. Например, человек является сыном кому-то, учеником по отношению к учителю.
Категория "место" – отвечает на вопрос «где» (например, где человек находится). Категория время – это «когда».
"Положение" это положение в пространстве – «сидит» «стоит» и т.д.)
"Состояние" (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга.
"Действие" — произведение изменения в некотором другом предмете.
"Претерпевание" — принятие изменения от некоторого другого предмета.
По Аристотелю, когда мы говорим о сущем, то любую информацию мы можем разбить по этим 10 категориями, но когда есть вопрос о том что же существует, то самая главная категория это сущность. А эти все остальные это характеристики сущности.
Аристотель разделяет сущности на «первую сущность» и «сущность вторую». Вторая сущность – это вид, например, человек. А первая сущность это этот конкретный человек, то есть, например, Сократ. То есть первая сущность, без которой не может быть второй, это конкретный индивид или конкретная вещь, отдельная вещь или отдельное конкретное существо. И первая сущность всегда является подлежащим в предложениях, то есть мы о ней что-то говорим. Сократ не является характеристикой чего-то другого, а то, что он «человек», и то что он «молодой» или «старый» и все то, что можно о нем сказать - это всё характеристики первой сущности. То есть Аристотель выступает как критик Платона. По Аристотелю вторая сущность это и есть идея Платоновская. Но у Платона идеи существуют полноценно. Это полноценная реальность, а вещи чувственно воспринимаемые это только тени идей и они существуют по причастности идеям. То есть, если вещей нет, то с идеями ничего не происходит. И мир идей существует объективно и независимо от того есть чувственно-воспринимаемые вещи или их нет. А вот Аристотель совершенно по-другому строит онтологию. У него реально и объективно существуют первые сущности. И по Аристотелю, если нет Сократа или других конкретных людей то нет абстрактного человека, нет вида человек. Это только характеристики первой сущности. То есть по Аристотелю «вторые сущности» отдельно от «первых» не существуют. Нет какого-то мира этих идей отдельного. Есть конкретные индивидуумы, они существуют, а все остальные категории это только их характеристики. Но «первые сущности» не существуют без «вторых», так как вторые сущности указывают на вид и без принадлежности к виду не может существовать первая сущность.
И Аристотель вводит такое определение: Первая сущность это материя плюс форма. Он говорит, что всякая вещь имеет материю, то есть вещество, и форму («морфе»). А форма это и есть идея или вторая сущность. Например, медный шар. У Платона шар существует как идеальный шар в мире идей вечно и полноценно, и эта идея шара предшествует материальному шару. По Аристотелю существует только конкретный материальный шар, а математический или идеальный шар существует как абстракция только субъективно, только в уме.
Антропология Аристотеля.
Он дает короткое, но емкое определение человека. Человек это живое существо, разумное и социальное (у него стоит слово «политикон»).
Цель любой деятельность это благо. Аристотель дает классификацию благ:
1. Внешние (мы можем обладать ими, но не иметь в себе). Это богатство, власть и почет (слава) человек легко теряет их, если меняются обстоятельства.
2. телесные. Их всего два – здоровье и красота
3. душевные – то что называют «добродетели» (мудрость, мужество, терпение, воздержание и др.). Самые главные это третьи. Так как первые от нас не всегда зависят и если мы будем стремиться только к ним, то будем страдать. А душевные, по Аристотелю, зависят от нас. И они важны, потому что мы живем душой. Они делятся на две части, поскольку душу можно условно по Аристотелю разделить на две части – разумную и неразумную.
Добродетели разумной части души – это мудрость, память хорошая, знания, благоразумие. Мудрость заключается в знании высшего и самого важного блага. Благоразумие - это умение выбирать самое полезное для себя и выбирать оптимальное поведение в разных ситуациях, когда человек понимает как правильно вести себя. Эти добродетели приобретаются обучением.
А что такое неразумная часть души? Это наш нрав или характер. И добродетели этой части души или нравственные добродетели это мужество и терпение. Они не менее важны.
Самое важное для жизни по Аристотелю это умение различать добро и зло. В этом он согласен с Сократом, но по Аристотелю недостаточно познать умом добро, чтобы действовать правильно. Потому что в нашей жизни большую роль играет неразумная часть души и она может препятствовать осуществлению добра и она может препятствовать нам поступать так как мы понимаем, что нам нужно поступать. Например, если мы ленивые или трусливые, то мы можем понимать, как надо поступать, но возможно не сможем так поступать. Лень и трусость нам будут мешать. И поэтому для совершенства необходимы добродетели и этой неразумной части души. Это, например, мужество, терпение. Мы понимаем, что часто от нетерпения человек поступает неправильно, говорит или бросает что-то делать. Мужество это пример того что как правило нравственные добродетели это золотая середина между двумя крайностями, пороками. То есть порок это всегда некая крайность и отклонение от нормы или в одну или в др. сторону. Правильно - это когда мы соответствуем мере и не преступаем ее. Крайности в случае с мужеством – это трусость либо неразумная смелость или необоснованный неразумный риск. Мужественность предполагает разумность (осознанность поведения) и наличие благой цели.
Нравственные добродетели приобретаются упражнениями. То есть, воспитание таких добродетелей как терпение, мужество требует упражнений. Нельзя мужественным стать просто зная что это такое, необходимо заставлять себя делать то, что ты не хочешь. Такая же ситуация и с терпением. Так формируются устои души и у нас формируется привычка при определенных обстоятельствах поступать правильно. Например, когда у нас неприятности, мы можем благодаря этим нравственным добродетелям не унывать и не опускать руки и мы можем уже терпеть. И когда сталкиваемся со сложностями мы умеем их преодолевать. Мудрость и благоразумие не будут стабильно работать без этих добродетелей, особенно в ситуации риска.
Социальная философия Аристотеля.
Аристотель исходил из того, что человек, по сути социальное существо и он существует лишь в той или иной форме общения. И Аристотель выделяет 3 уровня общения. Первый уровень это семья. Второй уровень это община. 3 уровень это государство. Община это селение где живут несколько семей на одной местности. И по Аристотелю полноценное существование человека должно быть связано с государством. И если в семье отношения между взрослыми членами семьи это отношения определенного равенства. То в отношении к детям - это отношения царствования, так как дети должны слушаться и не могут самостоятельно принимать решения. (дети это рабы взрослых, если можно так сказать).
Задача государства по Аристотелю в том, чтобы воспитывать человека в добродетели, помочь ему стать добродетельным, так как в этом благо человека и если этого не будет то он будет страдать.