Найти тему

Когда и с кого началась история мыловарения на Руси. Кто стал королём парфюмерии в России

Русские унаследовали секреты изготовления мыла от Византии и собственные мыловарни появились уже в XV веке, но лишь к середине XIX века, мыло из косметических средств, перешло в разряд гигиенических. А после того, как налоги на мыло отменили, стало доступным для всех без исключения.

Мыловарение на Руси
Мыловарение на Руси

Промышленное производство «настоящего» мыла было налажено при Петре I, однако до XIX века оно производилось только для аристократии и считалось дорогой роскошью. Простые люди в качестве очищающего средства использовали полусырой картофель и специальные шарики из папоротниковой золы.

С мыловарением было связано поташное ремесло. Поташ (древесная зола, распаренная в воде) стал одним из основных продуктов экспорта, что привело к массовой вырубке лесов. Русское мыло делалось из поташа и жиров, причем использовались как животное сало, так и растительные масла.

К началу царствования Петра I остро встал вопрос о поиске более дешевого заменителя поташа. Проблема была решена лишь в 1850 году, когда французский химик Николас Лебман смог получить из поваренной соли соду. Этот отличный щелочной материал вытеснил поташ.

В России были целые селения, которые занимались мыловарением. invite.viber.com
В России были целые селения, которые занимались мыловарением. invite.viber.com

Особенно прославился своим мылом города Шуя в нынешней Ивановской области. И сейчас на гербе города изображен кусок мыла. В Шуе действует музей мыловарения

  • В XIX веке одной из самых известных фабрик стала фабрика Лодыгина. Там варили мыло на коровьем и миндальном, масле – белое и цветное, с духами и без запаха. Предлагалось также мыло дегтярное – с настоящим березовым дегтем. Варили пудами, фунтами в брусках, печатках и шариках. Это мыло в то время считалось самым лучшим после итальянского мыла.
  • В Твери одним из известных мыловаров на Руси был Гаврила Андреев. Он первый построил мыловарню с котлом.
  • В 1839 г. по высочайшему соизволению императора Николая I было учреждено Общество для выделки стеариновых свечей, олеина и мыла. В том же году принадлежащий Обществу Санкт-Петербургский Невский завод начал производство этих товаров, и потому 1840 г. считается датой рождения знаменитой косметической линии «Невская косметика», популярной и по сей день.

Мыло являлось для завода продуктом профильным и стратегически важным. Оборудование мыловарен постоянно модернизировалось, использовалась только самая передовая техника, что обеспечивало отменное качество изделий. А в 1843 г. на Всероссийской мануфактурной выставке завод получил право изображать на своей продукции Герб Российской империи – такого знака в то время удостаивались только товары высочайшего качества.

Король парфюмерии и гений маркетинга

Основатель крупнейшей парфюмерной фирмы России (а по существу — всей российской парфюмерии) Генрих Афанасьевич Брокар, начинал свое дело с нуля. Первоначальное оборудование его фабрики состояло из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. «Фабрика» в Теплом переулке в Москве представляла собой сарай, в котором работали три человека – сам Брокар и два помощника.

К 1900 г. (год смерти Генриха Брокара ) оборот фирмы составлял уже 2,5 млн руб., а сама фирма превратилась в технически совершенное предприятие. Его основной продукцией с самого начала было мыло – довольно смелый шаг: в России мыло производилось разное и хорошего качества.

-3

В основе успеха Брокара в столь «плотной» конкурентной среде лежали изобретательный маркетинг, ориентация на вкусы и ожидания покупателей, выделение нетрадиционных покупательских аудиторий, продуманная ценовая стратегия, активная рекламная политика.

  • Первым «хитом» Брокара стало мыло «Детское» – марка, сохранившаяся до нашего времени. Оно не только по качеству подходило нежной детской коже, но и очень нравилось «целевой аудитории»: на каждом куске мыла была выдавлена буква русского алфавита. В советское время эта традиция также соблюдалась: на упаковке детского мыла печатали разноцветные буквы.
  • Второй «хит» Генриха Афанасьевича – прозрачное мыло в форме шара, которое так и называлось – «Шар».
  • Третий – мыло «Народное» хорошего качества и по цене 1 коп. кусок. Оно было рассчитано на самые бедные слои населения и пользовалось огромным спросом.

В настоящее время в среднем в год в мире на одного человека выпускается около 1 кг мыла и хотя его производство сокращается в связи с развитием выпуска синтетических моющих средств и растущим дефицитом жирового сырья, мыло до сих пор в комплексе своих полезных показателей (моющая способность, безвредность для окружающей среды) является лучшим детергентом.

Детергент (лат. Detergeo – «мою») – моющие химические средства бытовой химии
-4

Сегодня в канун православного Рождества желаю Вам, мои читатели здоровья, счастья и добра на все времена

Как развивалась мыльная история читайте в следующих публикациях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!