Как известно, игра актеров в фильме зависит не только от самих актеров, но и, главным образом, от режиссера. Актеры – это краски в руках художника. Если художник не умеет толком рисовать, то даже самые красивые и яркие краски не сложатся сами собой в прекрасную картину. Если художник возьмет хорошие, но неподходящие под конкретную картину краски, результат тоже будет не очень хорошим.
Итак, сегодня об актерах и актерской игре в фильме Константина Бромберга 1982 года «Чародеи», продолжаю анализировать.
Уверен, что советским режиссерам было гораздо проще, чем современным. У них были прекрасные советские актеры, профессионалы своего дела. Не так просто найти советский фильм, в котором все актеры играют плохо. Как правило, даже в самом проходном телевизионном фильме, возможно увидеть актерскую игру прекрасного качества. Но ничего идеального не бывает, советский кинематограф в том числе. Наряду с шедеврами бывали и весьма средние фильмы. По моему мнению, «Чародеи» относится к последним.
Мне никогда особо не нравился этот фильм, не только из-за серости и унылости в визуальном плане, но и актерской игрой. Когда я смотрю этот фильм, меня не покидает ощущение фальши. Такое ощущение, что сами актеры не воспринимают происходящее всерьез. Часто они переигрывают, изображая какие-то преувеличенные эмоции, попросту говоря, кривляются на камеру. Особенно исполнитель главного злодея Валентин Гафт. Он, конечно же, очень хороший актер, но в этом фильме мне категорически не нравится. Не знаю, в чем здесь дело, вероятно эдакую буффонаду в исполнении Гафта и хотел видеть режиссер. А может, Гафту не нравился сценарий и сама идея фильма, поэтому он дурачился, с известной долей самоиронии.
В любом случае, «Чародеи» для меня – это предтеча современных новогодних мюзиклов имени господина Эрнста, в которых имеется какой-нибудь бесхитростный сюжет, основной упор делается на песни, а актеры всем своим видом показывают несерьезность происходящего. И действительно, кому нужна драматическая игра под легкую музычку за новогодним столом. Нужно, чтобы было весело и красочно. Зритель понимает, что актеры тоже собрались отпраздновать Новый год и повеселиться, попутно заработав гонорар. В чем-то, современные мюзиклы даже органичнее - в них нет противоречия формы и содержания. Они яркие и красочные. Да, легковесные сюжеты и актеры с напускным весельем, но не на фоне серых стен и коридоров брежневского НИИ.
Константин Бромберг не только контролировал игру актеров, но собственно и сам, лично, подбирал их на роли. Как это сейчас называется, занимался кастингом. На мой взгляд, этот самый кастинг не вполне удачен.
Во-первых, в кадре удручающе мало молодежи. Этот самый НИИ НУИНУ буквально кишит какими-то старперами, седыми и лысыми дядьками в пиджаках и бесформенными тетками неопределенного возраста. В этом была неоспоримая правда жизни, НИИ в 80-х именно так и выглядели, но ведь Бромберг снимал сказку, а не очередную производственную мелодраму.
Во-вторых, смущают исполнители главных ролей. Александра Яковлева неплохая актриса и очень красивая женщина, но вытянуть фактически две роли не смогла. Если ее стервозная заколдованная Аленушка, думающая только о власти, контроле и материальных благах, вполне хороша, в нее веришь, то Аленушка «нормальная» не убедительна.
С Абдуловым все еще сложнее. На начало восьмидесятых он заслуженно был весьма популярным и востребованным актером. Красавчик, любимец женщин, он сам по себе мог обеспечить успех фильму. Однако, в скромного, романтического, влюбленного Иванушку в его исполнении не веришь. Его амплуа – эдакий молодой повеса, плейбой, циничный и бессердечный. Разбиватель сердец. Поматросить и бросить, не постесняясь даже слегка побыть альфонсом, тут же переключиться на следующую жертву.
Влюбленный принц, смиренно ожидающий поцелуя, чтобы разбудить спящую принцессу – это явно не про него.
Красивая пара Абдулова и Яковлевой, конечно, смотрится отлично, но точно не для этого фильма.
А вот с Гафтом в роли Сатанеева все правильно – он и должен был быть немолодым, лысым, слегка демоническим дядечкой, вожделеющим молодую красотку. Васильева тоже на своем месте. Вполне органично для директора НИИ по возрасту и типажу.
Парочка друзей, Светин и Виторган, сами по себе хороши, но не понятно, каким образом двое немолодых дядечек вдруг оказались лучшими друзьями молодой Аленушки. Что у них может быть общего? Ну не алкоголизм же? По логике действия, это должны были быть двое молодых актеров, сверстников Яковлевой.
В общем, у меня сложилось впечатление, что Бромберг подбирал актеров, не проводя проб и не особо вчитываясь в сценарий. Может быть, исходя из их текущей популярности, может, доступности на момент съемки или из личных предпочтений. Качества фильму это явно не добавило.
Также читайте по теме:
Фильм "Чародеи": запоздалый привет из шестидесятых
Фильм "Чародеи": сказочный мюзикл в унылой обстановке