Сергей Васильевич Трикачев
(продолжение рассказа" Не бывает кораблей, без названия")
Комфортно расположившись в маленькой каюте, мы, включив магнитофон, и дегустировали злачные напитки. Забыв о времени и не глядя на часы. Кассета сменяла кассету, и музыка определяла наше времяпровождение, ведь кассета по 60 минут или по 90, прослушанная от начала до конца, заменяла простой хронометр.
Где-то в середине нашего общения я попросил Владимира чтобы он вывел меня на палубу глянуть погоду и посмотреть на качающийся поселок моего многолетнего пребывания. Мы поднялись наверх, зашли в рубку управления судном. Для полноценного обозрения кто-то из членов команды дал мне бинокль.
Море было штормовое и выходить на палубу было небезопасно. Настроив окуляры бинокля глянув в сторону берега, я увидел, как в наступающей темноте зажглись окна домов, автомобили, снующие по берегу с включёнными фарами, плавно очерчивали контур перемещения. - Интересно, завтра успокоится или нет? - спросил я, обращаясь к рулевому. - Прогноз неутешительный, дня на три, если не больше - услышал я в ответ.
Да, так и бывает, пока ветер полностью не сделает 360-ти градусный поворот, не жди хорошей погоды, припомнил я. В работе этого не замечаешь, при смене ветра, только утром, при запуске вертолета, техники корректируют стояночное положение вертолета. Ветер в "лоб" допускается до 25 метров в секунду, а слева и справа, на десяток поменьше, не говоря о ветре "с хвоста". Но это рабочие моменты, а мысль о том, что я немного опаздываю с отпуска, тревожила сознание.
К сожалению, частоты морские и частоты авиационные не совпадают, что было проверено еще при пребывании, на "Механике Калашникове". А так бы набрал фиксированную частоту ПДСП/ Производственно Диспетчерска Служба Предприятия/, или других диспетчеров и сообщил о своем местонахождении. Действительно, "близок локоть, да не укусишь!" Хотя время еще не было настолько критично, чтобы паниковать. Самолеты ведь тоже не летают, а значит хоть какое -то алиби, есть!
В разговоре я припомнил Владимиру как в 1968 году впервые поплавал по Волге находясь в Волгограде у родственников, небольшой экскурс по шлюзам Волго-Донского канала, тогда произвел неизгладимое впечатление, впрочем, как и сама река Волга. А в курсантские годы, в разговорах с курсантами из Тобольска фантазировали на тему сплава по реке от Алапаевска до Тобольска, соединенных речками Алапаихой, Нейвой, далее переход в реку Ницу, в Ирбитском районе, впадающую в Туру, сливающуюся с Турой, и входящая в Иртыш. Фантазии, так и не воплотились в реальность.
Между делом Володя намекнул, что сейчас, находясь в акватории Мыса Каменного, речные моряки получают заработную плату, как находящиеся в море. Переход этот происходит в районе Нового Порта при движении на север. На что я ответил, что в авиации группы оплаты, что в Симферополе, что в Заполярье одинаковые для экипажей, и отличаются только сложностью выполнения полетов. Транспортно -пассажирский по аэропортам по второй группе, полеты по буровым по третьей группе, полеты с подвеской по четвертой и конечно ночные полеты. Самой высокооплачиваемой, считаются монтажные работы, установка опор ЛЭП/Линий Электропередач/, и высокоточный монтаж.
Насчет моих впечатлений по работе моряков тоже упомянул. Не более чем год назад начальник аэропорта Ганаба попросил "свозить" на охоту капитана и членов его команды судна "Леонид Леонидов". Мы забросили их на хорошее озерко километрах в 70 от Мыса Каменного. Благо в августе месяце, гусь только встает на крыло и собирается в дальний перелет. Молодняк, гоняя по поверхности воды, пробует свои крылья "на прочность ". И на обратном пути часа через три вывезли их с трофеями обратно. В конце перелета капитан пригласил нас к себе в гости с экскурсией на судно. Чем мы и не преминули воспользоваться. Утром подошли экипажем к берегу, командир Сергей Михайлович Прохоров, второй пилот Якупов Фарид и я. Катер забрал нас с берега, подошел к судну. Капитан, маневрируя теплоходом поставил его так, чтобы мы поднимались по спущенной веревочной лестнице, с подветренной стороны. Это ведь только кажется с берега, что судно небольшое на фоне водной глади. А на самом деле, чем ближе, тем "веселее". Повиснув на первой ступеньке, начинаешь понимать, сложности восхождения вверх. Метров десять или пятнадцать возвышается борт над водной поверхностью.
- Это точно, Сергей - слушая меня, добавил механик. А тебе и вам, еще предстоит, спуститься с нашего судна, правда я посажу вас на катер, ребята подцепят его тросом и при помощи кран-балки, спустим вас на воду. Механиком-водителем буду я - так что по улыбаемся вместе, если получится!
Между разговорами, подливали напитки в стопки или стаканы, в зависимости от выбранного напитка. После опорожнения очередной бутылки болгарского вина, я обратил внимание, что мой отчаянный механик, почти автоматически, заполнил пустую бутылку, обыкновенной водой, профессионально загнал пробку на старое место, накинул пластиковый оголовок на горлышко и отставил её в сторону. - Володя, а для чего ты это делаешь? - спросил я. - Так, я же её обратно отправлю, через "посредников" в трюм. А те поставят обратно в ящик! Не брать же на себя, дополнительные расходы! - ответил он.
Во дела- подумал я - практически, безотходное "производство". - Да ты не волнуйся, пока до потребителя дойдёт, и где-то "вылезет ", никто и не вспомнит, как, что, зачем и откуда!!! Бывало и хуже! Однажды мы у капитана из его резерва взяли бутылку спирта и проделали точно такое же. А дня через три он встречал гостей! И надо же, вытащил именно "бракованную" бутылку.......вот это был разбор полетов, так разбор. А здесь, ящики безымянные, пункт назначения практически не управляем, ну мягко говоря "кому-то не повезет!". Может еще при разгрузке, транспортировке, укладке, "завалят" десятки ящиков. Маршрут то длинный!
Ну и ладно, подумал я, это уже ваши проблемы. На память пришло такое событие, о котором я рассказал Владимиру.
Останки деревянного баркаса или катера на берегу, около Каменного. Году в 1970 около Мыса Каменного затонула "пьяная баржа", небольшое транспортное судно, перевозящее только спиртное по побережью всего Ямала в навигационный период. Практически все магазины в поселках были под вывеской "РыбКооп", да и некоторый фактории стояли на берегу Обской и Байдарацкой губы. Так что несколько десятков ящиков, ушли, так сказать, на "дно морское". Несколько лет, жители поселка, находили винно-водочные бутылки, выбрасываемые на берег. Без этикеток, сорванных и стертыми донным песком. Если винные бутылки сохраняли своё содержимое за счет пробкового дерева, то водочные и спиртовые только благодаря особой упаковке одного из немногих производителей Тюменской области Ишимского ВинЗавода, ставившего полиэтиленовые заглушки под алюминиевый козырек закрутки. Да и рыбаки вылавливали не греческие амфоры, а простые советские бутылки. Про содержимое мне трудно судить, не пробовал, но условия хранения очень схожи с температурами хранилищ, + 5+8 градусов. Время летело незаметно, в разговорах и лёгких возлияниях.
Чтобы казаться убедительным и осведомленным в морских делах, я рассказал ему, как бывал на атомном ледоколе "Ленин" в Харасавее в 1976 году, а мои товарищи вообще были там на экскурсии проведенном экипажем вертолета Ми-2 базирующимся на борту судна. Это был первая проводка судов в тот район. Не обошлось и без казусов.
На судах привезли комплектующие планируемой для постройки здания первой пятиэтажки, при этом загрузили то ли по ошибке то ли по недоразумению третий, четвертый и пятый этажи...оставив в Мурманске первый и второй. Правда через год исправили ошибку, доставив начальные этажи. - Да, чего только не бывает! - прислушивался омский житель и в данном случае механик. У вас, в авиации по строже - говорил он - у меня родственник работает на Омском авиаремонтном заводе, там порядки строгие. "Авиация, мать порядка!", хотя тоже казусы, наверное, бывают. - Да как же без них-подтверждал я- знакомая "полевая бригада" из Омска мне хорошо знакома, восстанавливали у нас на Каменном Ми-4 № 01838 после аварии. Три месяца занимали ДОК Ми-8, переклепывая силовые шпангоуты хвостовой и концевой балок. Я даже за хвостовой балкой летал в Березово, было дело. А позднее, эта же бригада, клепала Ми-8 борт "25752 или №25748, трудяги и специалисты, высшего класса, а по квалификации-слесари!
Причем относились к ним, командированным очень трепетно. Сразу выдавали всё новое, з униформы, полярки, унты и другую амуницию, ценили труд квалифицированных рабочих. Не забывали обеспечить их и спиртом, для "протирки" привезенной аппаратуры. Когда они, восстанавливали Ми-4, в марте -апреле 1975 году, частенько бывали у нас в общежитии. И не только бывали, но и устраивали со старыми техниками такие посиделки, что веселилась, вся общага. Я как-то еще молодой, "необъезженный", зашел к ним на огонёк! А они дегустировали спирт выданный на складе ОМТС, ну и естественно, предложили мне опробовать халявного спирта. По северной традиции, самому определиться с дозировкой и совместно выпить. Не мог же я отказаться от предложения поддержать кампанию старых технарей! По мере пития, я почувствовал, что что-то здесь нечисто, да и глаза мои, выдавали некоторое удивление и оторопь. Мужички весело смотрели на меня. Выпив, я выдохнул пары этой жидкости и воскликнул- Ацетоном пахнет!!! Да- услышал я в ответ - новый начальник ОМТС по фамилии Хороший, недавно, приехавший с материка, решил бороться с непредвиденными расходами спирта, выдаваемого на технические нужды. И в чистый этиловый спирт стал добавлять ацетон: сто грамм, на сто литров. Не понимая, что он у нас ящиками стоит в комнатах на всякий случай, цена то его 9-09, вместе с гужевой надбавкой! Да ты Сергей, не волнуйся, мы его уже давненько получаем и изредка чистым усугубляем. Вот, если его в настоянную с сахаром морошку залить, то это, через недельку, две, будет настоящий, фирменный ликёр!
Вот, как иногда бывает, фамилия одна -Хороший, а на самом деле, вроде бы Плохой! Так до позднего вечера и заседали мы в этой комфортной обстановке.
А утром, механик уходил по служебным делам. Я как обычно поднимался на мостик, смотрел на утреннюю побудку поселка, и в бинокль продолжал наблюдать за берегом. Два или три дня продолжался шторм. На третий день, во вторую половину дня я подошел в Владимиру и в разговоре намекнул, что пора бы "меру знать "! Может быть, он всё-таки высадит нас на берег!
Шторм немного поутих и в запале разговора, он с горячим напором сказал: - Так, хочешь на берег ??? Давай, сейчас дам команду, подготовить шлюпку, и мы вдвоём попробуем "приводнится", если ты такой дерзкий "морской волк". - А что, запросто, волна то вон как стихла-ответил я. - Стихла, стихла, вчера было 4 балла, сегодня всего два-пробурчал он.
Так слово за словом, фуражкой по столу и порешили. Володя дал команду, подцепить небольшой катер к тросу кран-балки. Вещи я собирать не стал, понимая, что это только проба и эксперимент. Мы вдвоем уселись в катер, лебедка кран-балки подтянула нас вверх. Затем повернув стрелу под 90 градусов, по направлению к стоящему судну, переместила нас за контур ограждения палубы судна, и зависла над штормящей водой. Выглянув за борт, я начал осознавать всю критичность ситуации. Внизу, по водной поверхности, набегали темные волны, закручиваясь белёсым козырьком гребня.
Мои мыскаменские сопровождающие с некоторым любопытством и состраданием смотрели на эти манипуляции. Такой взгляд я видел, когда, отдыхая в Кабардинке. В составе экипажа, а это был 1979 год. Второй пилот, Андрей Огурцов и командир Сергей Прохоров провожали меня "уставшего" от недельного отдыха на экскурсию по Черному морю к вожделенному пункту Малая Земля, проникновенно показывая мимикой - Да, теряем, мы нормального человека, покидающего пляжный комплекс курорта Кабардинка, но ждём возвращения!
По мере приближения к волнам, пыл мой потихоньку угасал! Володя, немного подсмеиваясь, приговаривал: - Мне то что, я моряк, а они не тонут! Вот воздушные асы, пусть попробуют выжить, в "пучине морской".
По мере опускания нашего катерка внутренняя напряженность всех моих сочленений в организме начала достигать апогея перегрузки. На высоте метра три, восставшая душа моя, не выдержав, воскликнула: - Давай прекращай спуск ! Не ровен час, сгинем в водах Обской губы! Не хватало только некролога " Тело воздухоплавателя, ушло на дно и кануло в вечности!" - Ну вот так бы и сказал! - бодро вымолвил старшОй. И подав сигнал - Вира! Мы под взвизгивание троса лебедки переместились на палубу судна.
(Продолжение следует)