Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

"Беломорский 21 или шторм у Мыса Каменного ". Продолжение часть 3

Оглавление

Сергей Васильевич Трикачев

(продолжение рассказа" Не бывает кораблей, без названия")

Комфортно расположившись в маленькой каюте, мы, включив магнитофон, и дегустировали злачные напитки. Забыв о времени и не глядя на часы. Кассета сменяла кассету, и музыка определяла наше времяпровождение, ведь кассета по 60 минут или по 90, прослушанная от начала до конца, заменяла простой хронометр.

Где-то в середине нашего общения я попросил Владимира чтобы он вывел меня на палубу глянуть погоду и посмотреть на качающийся поселок моего многолетнего пребывания. Мы поднялись наверх, зашли в рубку управления судном. Для полноценного обозрения кто-то из членов команды дал мне бинокль.

Море было штормовое и выходить на палубу было небезопасно. Настроив окуляры бинокля глянув в сторону берега, я увидел, как в наступающей темноте зажглись окна домов, автомобили, снующие по берегу с включёнными фарами, плавно очерчивали контур перемещения. - Интересно, завтра успокоится или нет? - спросил я, обращаясь к рулевому. - Прогноз неутешительный, дня на три, если не больше - услышал я в ответ.

Да, так и бывает, пока ветер полностью не сделает 360-ти градусный поворот, не жди хорошей погоды, припомнил я. В работе этого не замечаешь, при смене ветра, только утром, при запуске вертолета, техники корректируют стояночное положение вертолета. Ветер в "лоб" допускается до 25 метров в секунду, а слева и справа, на десяток поменьше, не говоря о ветре "с хвоста". Но это рабочие моменты, а мысль о том, что я немного опаздываю с отпуска, тревожила сознание.

К сожалению, частоты морские и частоты авиационные не совпадают, что было проверено еще при пребывании, на "Механике Калашникове". А так бы набрал фиксированную частоту ПДСП/ Производственно Диспетчерска Служба Предприятия/, или других диспетчеров и сообщил о своем местонахождении. Действительно, "близок локоть, да не укусишь!" Хотя время еще не было настолько критично, чтобы паниковать. Самолеты ведь тоже не летают, а значит хоть какое -то алиби, есть!

В разговоре я припомнил Владимиру как в 1968 году впервые поплавал по Волге находясь в Волгограде у родственников, небольшой экскурс по шлюзам Волго-Донского канала, тогда произвел неизгладимое впечатление, впрочем, как и сама река Волга. А в курсантские годы, в разговорах с курсантами из Тобольска фантазировали на тему сплава по реке от Алапаевска до Тобольска, соединенных речками Алапаихой, Нейвой, далее переход в реку Ницу, в Ирбитском районе, впадающую в Туру, сливающуюся с Турой, и входящая в Иртыш. Фантазии, так и не воплотились в реальность.

Между делом Володя намекнул, что сейчас, находясь в акватории Мыса Каменного, речные моряки получают заработную плату, как находящиеся в море. Переход этот происходит в районе Нового Порта при движении на север. На что я ответил, что в авиации группы оплаты, что в Симферополе, что в Заполярье одинаковые для экипажей, и отличаются только сложностью выполнения полетов. Транспортно -пассажирский по аэропортам по второй группе, полеты по буровым по третьей группе, полеты с подвеской по четвертой и конечно ночные полеты. Самой высокооплачиваемой, считаются монтажные работы, установка опор ЛЭП/Линий Электропередач/, и высокоточный монтаж.

 На палубе "Леонида Леонидова"
На палубе "Леонида Леонидова"

Насчет моих впечатлений по работе моряков тоже упомянул. Не более чем год назад начальник аэропорта Ганаба попросил "свозить" на охоту капитана и членов его команды судна "Леонид Леонидов". Мы забросили их на хорошее озерко километрах в 70 от Мыса Каменного. Благо в августе месяце, гусь только встает на крыло и собирается в дальний перелет. Молодняк, гоняя по поверхности воды, пробует свои крылья "на прочность ". И на обратном пути часа через три вывезли их с трофеями обратно. В конце перелета капитан пригласил нас к себе в гости с экскурсией на судно. Чем мы и не преминули воспользоваться. Утром подошли экипажем к берегу, командир Сергей Михайлович Прохоров, второй пилот Якупов Фарид и я. Катер забрал нас с берега, подошел к судну. Капитан, маневрируя теплоходом поставил его так, чтобы мы поднимались по спущенной веревочной лестнице, с подветренной стороны. Это ведь только кажется с берега, что судно небольшое на фоне водной глади. А на самом деле, чем ближе, тем "веселее". Повиснув на первой ступеньке, начинаешь понимать, сложности восхождения вверх. Метров десять или пятнадцать возвышается борт над водной поверхностью.

- Это точно, Сергей - слушая меня, добавил механик. А тебе и вам, еще предстоит, спуститься с нашего судна, правда я посажу вас на катер, ребята подцепят его тросом и при помощи кран-балки, спустим вас на воду. Механиком-водителем буду я - так что по улыбаемся вместе, если получится!

Между разговорами, подливали напитки в стопки или стаканы, в зависимости от выбранного напитка. После опорожнения очередной бутылки болгарского вина, я обратил внимание, что мой отчаянный механик, почти автоматически, заполнил пустую бутылку, обыкновенной водой, профессионально загнал пробку на старое место, накинул пластиковый оголовок на горлышко и отставил её в сторону. - Володя, а для чего ты это делаешь? - спросил я. - Так, я же её обратно отправлю, через "посредников" в трюм. А те поставят обратно в ящик! Не брать же на себя, дополнительные расходы! - ответил он.

Во дела- подумал я - практически, безотходное "производство". - Да ты не волнуйся, пока до потребителя дойдёт, и где-то "вылезет ", никто и не вспомнит, как, что, зачем и откуда!!! Бывало и хуже! Однажды мы у капитана из его резерва взяли бутылку спирта и проделали точно такое же. А дня через три он встречал гостей! И надо же, вытащил именно "бракованную" бутылку.......вот это был разбор полетов, так разбор. А здесь, ящики безымянные, пункт назначения практически не управляем, ну мягко говоря "кому-то не повезет!". Может еще при разгрузке, транспортировке, укладке, "завалят" десятки ящиков. Маршрут то длинный!

Ну и ладно, подумал я, это уже ваши проблемы. На память пришло такое событие, о котором я рассказал Владимиру.

-3

Останки деревянного баркаса или катера на берегу, около Каменного. Году в 1970 около Мыса Каменного затонула "пьяная баржа", небольшое транспортное судно, перевозящее только спиртное по побережью всего Ямала в навигационный период. Практически все магазины в поселках были под вывеской "РыбКооп", да и некоторый фактории стояли на берегу Обской и Байдарацкой губы. Так что несколько десятков ящиков, ушли, так сказать, на "дно морское". Несколько лет, жители поселка, находили винно-водочные бутылки, выбрасываемые на берег. Без этикеток, сорванных и стертыми донным песком. Если винные бутылки сохраняли своё содержимое за счет пробкового дерева, то водочные и спиртовые только благодаря особой упаковке одного из немногих производителей Тюменской области Ишимского ВинЗавода, ставившего полиэтиленовые заглушки под алюминиевый козырек закрутки. Да и рыбаки вылавливали не греческие амфоры, а простые советские бутылки. Про содержимое мне трудно судить, не пробовал, но условия хранения очень схожи с температурами хранилищ, + 5+8 градусов. Время летело незаметно, в разговорах и лёгких возлияниях.

На атомном ледоколе "Ленин" или около него.
На атомном ледоколе "Ленин" или около него.

Чтобы казаться убедительным и осведомленным в морских делах, я рассказал ему, как бывал на атомном ледоколе "Ленин" в Харасавее в 1976 году, а мои товарищи вообще были там на экскурсии проведенном экипажем вертолета Ми-2 базирующимся на борту судна. Это был первая проводка судов в тот район. Не обошлось и без казусов.

На судах привезли комплектующие планируемой для постройки здания первой пятиэтажки, при этом загрузили то ли по ошибке то ли по недоразумению третий, четвертый и пятый этажи...оставив в Мурманске первый и второй. Правда через год исправили ошибку, доставив начальные этажи. - Да, чего только не бывает! - прислушивался омский житель и в данном случае механик. У вас, в авиации по строже - говорил он - у меня родственник работает на Омском авиаремонтном заводе, там порядки строгие. "Авиация, мать порядка!", хотя тоже казусы, наверное, бывают. - Да как же без них-подтверждал я- знакомая "полевая бригада" из Омска мне хорошо знакома, восстанавливали у нас на Каменном Ми-4 № 01838 после аварии. Три месяца занимали ДОК Ми-8, переклепывая силовые шпангоуты хвостовой и концевой балок. Я даже за хвостовой балкой летал в Березово, было дело. А позднее, эта же бригада, клепала Ми-8 борт "25752 или №25748, трудяги и специалисты, высшего класса, а по квалификации-слесари!

Бригада слесарей с техниками АТБ в моей комнате.
Бригада слесарей с техниками АТБ в моей комнате.

Причем относились к ним, командированным очень трепетно. Сразу выдавали всё новое, з униформы, полярки, унты и другую амуницию, ценили труд квалифицированных рабочих. Не забывали обеспечить их и спиртом, для "протирки" привезенной аппаратуры. Когда они, восстанавливали Ми-4, в марте -апреле 1975 году, частенько бывали у нас в общежитии. И не только бывали, но и устраивали со старыми техниками такие посиделки, что веселилась, вся общага. Я как-то еще молодой, "необъезженный", зашел к ним на огонёк! А они дегустировали спирт выданный на складе ОМТС, ну и естественно, предложили мне опробовать халявного спирта. По северной традиции, самому определиться с дозировкой и совместно выпить. Не мог же я отказаться от предложения поддержать кампанию старых технарей! По мере пития, я почувствовал, что что-то здесь нечисто, да и глаза мои, выдавали некоторое удивление и оторопь. Мужички весело смотрели на меня. Выпив, я выдохнул пары этой жидкости и воскликнул- Ацетоном пахнет!!! Да- услышал я в ответ - новый начальник ОМТС по фамилии Хороший, недавно, приехавший с материка, решил бороться с непредвиденными расходами спирта, выдаваемого на технические нужды. И в чистый этиловый спирт стал добавлять ацетон: сто грамм, на сто литров. Не понимая, что он у нас ящиками стоит в комнатах на всякий случай, цена то его 9-09, вместе с гужевой надбавкой! Да ты Сергей, не волнуйся, мы его уже давненько получаем и изредка чистым усугубляем. Вот, если его в настоянную с сахаром морошку залить, то это, через недельку, две, будет настоящий, фирменный ликёр!

Вот, как иногда бывает, фамилия одна -Хороший, а на самом деле, вроде бы Плохой! Так до позднего вечера и заседали мы в этой комфортной обстановке.

А утром, механик уходил по служебным делам. Я как обычно поднимался на мостик, смотрел на утреннюю побудку поселка, и в бинокль продолжал наблюдать за берегом. Два или три дня продолжался шторм. На третий день, во вторую половину дня я подошел в Владимиру и в разговоре намекнул, что пора бы "меру знать "! Может быть, он всё-таки высадит нас на берег!

Шторм немного поутих и в запале разговора, он с горячим напором сказал: - Так, хочешь на берег ??? Давай, сейчас дам команду, подготовить шлюпку, и мы вдвоём попробуем "приводнится", если ты такой дерзкий "морской волк". - А что, запросто, волна то вон как стихла-ответил я. - Стихла, стихла, вчера было 4 балла, сегодня всего два-пробурчал он.

Так слово за словом, фуражкой по столу и порешили. Володя дал команду, подцепить небольшой катер к тросу кран-балки. Вещи я собирать не стал, понимая, что это только проба и эксперимент. Мы вдвоем уселись в катер, лебедка кран-балки подтянула нас вверх. Затем повернув стрелу под 90 градусов, по направлению к стоящему судну, переместила нас за контур ограждения палубы судна, и зависла над штормящей водой. Выглянув за борт, я начал осознавать всю критичность ситуации. Внизу, по водной поверхности, набегали темные волны, закручиваясь белёсым козырьком гребня.

Штормящие воды Обской губы.
Штормящие воды Обской губы.

Мои мыскаменские сопровождающие с некоторым любопытством и состраданием смотрели на эти манипуляции. Такой взгляд я видел, когда, отдыхая в Кабардинке. В составе экипажа, а это был 1979 год. Второй пилот, Андрей Огурцов и командир Сергей Прохоров провожали меня "уставшего" от недельного отдыха на экскурсию по Черному морю к вожделенному пункту Малая Земля, проникновенно показывая мимикой - Да, теряем, мы нормального человека, покидающего пляжный комплекс курорта Кабардинка, но ждём возвращения!

По мере приближения к волнам, пыл мой потихоньку угасал! Володя, немного подсмеиваясь, приговаривал: - Мне то что, я моряк, а они не тонут! Вот воздушные асы, пусть попробуют выжить, в "пучине морской".

По мере опускания нашего катерка внутренняя напряженность всех моих сочленений в организме начала достигать апогея перегрузки. На высоте метра три, восставшая душа моя, не выдержав, воскликнула: - Давай прекращай спуск ! Не ровен час, сгинем в водах Обской губы! Не хватало только некролога " Тело воздухоплавателя, ушло на дно и кануло в вечности!" - Ну вот так бы и сказал! - бодро вымолвил старшОй. И подав сигнал - Вира! Мы под взвизгивание троса лебедки переместились на палубу судна.

"Беломорский, вид сверху"
"Беломорский, вид сверху"

(Продолжение следует)

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Васильевич Трикачёв | Литературный салон "Авиатор" | Дзен