Найти тему

Фотоаппарат Зенит ЕТ. Преимущества и особенности

В данном случае стоит заметить, что определенного одного вектора развития данного фотоаппарата на заводе «Зенит» БелОМО попросту не существовало. Часто производились более простые и более сложные варианты. Вполне вероятно, что одновременно производились оба указанных сегмента. И при этом назывались они одинаково Зенит-ЕТ.
В данном случае стоит заметить, что определенного одного вектора развития данного фотоаппарата на заводе «Зенит» БелОМО попросту не существовало. Часто производились более простые и более сложные варианты. Вполне вероятно, что одновременно производились оба указанных сегмента. И при этом назывались они одинаково Зенит-ЕТ.

Зенит ЕТ – не обычный фотоаппарат, а настоящее явление в советской фотографии. Это удивительное явление можно активно наблюдать. Им стоит удивляться и строить на его счет массу всевозможных гипотез.

А начиналось все достаточно банально. В 1981 году завод КМЗ выпустил сразу два фотоаппарата: Зенит-11 и Зенит-10. Данная техника не была какой-то революционной. Думается, что это был просто достаточно глубокий рестайлинг, не более того, таких фотоаппаратов, как Зенит-ЕМ и Зенит-Е. Но новые фотоаппараты получились достаточно удачными. Особенно хорошо получилась модель №11. Но, несмотря на ряд положительных момент, фотоаппарат Зенит-11 был все же не совсем передовым. Даже, если брать во внимание сегмент достаточно сложных камер, стоит учитывать, что в те времена, КМЗ уже успешно выпускал популярную в те времена линейку Зенитов TTL 12. В данных моделях был предусмотрен внутрикамерный замер экспозиции. Выпускались и камеры достаточно высокого уровня. Это тоже не стоит упускать из виду.

Вот почему КМЗ просто не мог Зениту-11 выделить те необходимые мощности, которые бы достаточно хорошо смогли удовлетворить растущему спросу на обязательное создание недорогого и при этом действительно качественного аппарата.

Завод принял очевидное и при этом вполне разумное в данном конкретном случае решение. Он начал активно выпускать инновационные аппараты сразу параллельно в городе Вилейка на заводе «Зенит». Стоит напомнить, что данный достаточно полезный опыт уже активно использовался, когда выпускался другой известный фотоаппарат этого производителя Зенит-Е. Вот почему Зенит ЕТ стал репликой Зенитов 11 и 10. Для чего же возникла необходимость введения нового буквенного индекса? Почему прежние числовые перестали удовлетворять производителя? Точный ответ на данный вопрос неизвестен.

Вполне вероятно, что КМЗ хотел каким-то образом развести оригинальные Зенит-11 собственного производства и модели белорусского производства. Не является секретом и то, что на БелОМО выпускалась менее качественная техника, чем Красногорским производителем. При этом между данными предприятиями существовала чрезвычайно жесткая конкуренция. И это несмотря на то, что в эпоху социализма существовало равенство.

Выпуск Зенита-ЕТ на заводе производился всего на протяжении двух лет. Фактически это то время, на протяжении которого в Белоруссии шло активное становление производства. Это стоит обязательно учитывать и принимать во внимание. Вполне вероятно, что завод таким образом хотел подчеркнуть определенную разницу. Вполне вероятно, что в процессе подготовки для непосредственной передачи, были внесены изменения для того, чтобы передаваемый фотоаппарат стоил дешевле. Другой вариант изменения названия – стремления подогнать процессы технического характера под те рамки, которые существовали на заводе. Именно поэтому возникло впечатление, что аппарат достаточно нов для того, чтобы получить самостоятельный индекс. В настоящее время можно лишь догадываться о реальных причинах такого изменения названия этой техники.

Так что же означает «ЕТ»? Никакой официальной его расшифровки не существовало. КМЗ сообщал версию, которая является неофициальной. Но она исходит от предприятия, поэтому является главной. В соответствии с ней буква Е была оставлена от предыдущего фотоаппарата Зенит-Е. При этом буква Т была добавлена неслучайно. Это фамилия директора завода КМЗ – Трифонов В.Г. Если следовать данной версии, стоит понимать, что Зенит-Е был назван так не потому, что в нем был Экспонометр. Все дело в том, что в те времена директором КМЗ был Егоров Н.М. Получается, что индекс ЕТ расшифровывается «Егоров-Трифонов». Это достаточно странно. В данном случае вполне логично, чтобы фотоаппарат назывался просто Зенит-Т. При этом сама техника отличалась от предыдущего Зенита-Е. Этого достаточно для того, чтобы он считался заслугой только его директора, который руководил предприятием в момент выпуска фотоаппарата. Так, например, товарищ Воронин Л.А. получил именной Зенит-В. И это при этом, что он практически ничем не отличался от Зенита-Е. И почему в Вилейке не было собственного директора с такими же достаточно далеко идущими амбициями? Стоит учитывать, что фотоаппарат специально разрабатывался для того, чтобы передать его в БелОМО. Для чего в таком случае придумывать для него названием с зашифрованными в нем Красногорскими директорами? Не конструкторами, а сугубо директорами? Получается, что такая версия достаточно сомнительна.

Стоит сказать, что сочетание ЕТ достаточно удачное, невероятно весомое и действительно очень солидное. Но затем с фотоаппаратом Зенит-ЕТ стало происходить много невероятно интересного. И было это тогда, когда он уже выпускался другим заводом БелОМО. Стоит сказать, что популярный среди пользователей Зенит-ЕТ является самым изменчивым фотоаппаратом советского времени. Про цвет его классического корпуса не стоит ничего говорить. Многие видели этот фотоаппарат и даже не один раз. Но часто, например, производились Зениты ЕТ без необходимого предусмотренного привода диафрагмы. Стоит отметить, что данные классические экземпляры техники в данном конкретном случае являлись достаточно удачными репликами Зенита-10 и Зенита-11. Это вполне естественно. Но почему им в таком случае не был присвоен самостоятельный индекс? Стоит ли вводить в заблуждение всех покупателей? Совсем непонятно. Но как тогда объяснить тот факт, что на ряде Зенитов-ЕТ отсутствовал селеновый экспонометр? А на других обязательно присутствовал замок прежней конструкции? Это достаточно странно и никаких достаточно рациональных объяснений этому попросту нет… Все эти фотоаппараты выходили под маркой Зенит-ЕТ. Достаточно проблематично осознать действительно крайне странную логику такой закономерной изменчивости.

Вполне вероятно, что у предприятия периодически были определенные сложности с используемыми в процессе производства комплектующими. Можно достаточно правильно предположить, что велась постоянная работа над тем, чтобы определенным образом удешевить производимую предприятием продукцию. Оба указанных момента в ту эпоху были чрезвычайно актуальны, поэтому не стоит забывать о них. Если взять экземпляр сборки 1991 года, стоит учесть, что он практически ничем не отличается от Зенита-11. Собран он достаточно качественно. В данном случае часто применялся заводской комплект с популярным в те времена объективом МС Гелиос-77М-4. В этом случае достаточно странно говорить о дешевизне выпускаемой предприятием продукции.

Особенности фотоаппарата

-2

Теперь выясним, что же представляет из себя столь популярный среди любителей фотографии фотоаппарат Зенит-ЕТ. Стоит рассмотреть все максимально подробно. Выпуск этого востребованного и любимого многими фотоаппарата шел на заводе КМЗ с 1981 по 1982 год. Также он достаточно удачно создавался на заводе БелОМО в 1982 – 1995 годах. Аппаратов Красногорского завода было выпущено примерно 60000 штук. Но при этом белорусских – не менее трех миллионов.

Данная камера качественная и достаточно массовая. Если рассматривать Зенит-ЕТ в целом, стоит учесть, что он невероятно схож с Зенитом-11. Если не вдаваться в подробности, можно даже вполне справедливо подумать, что эти классические фотоаппараты совершенно одинаковые.

Как мы упоминали немного выше, существовало множество достаточно странных видов Зенитов-ЕТ. Но мы будем выделять особенности их главной линии. Внешне сразу же можно заметить определенные отличия. Но стоит понимать, что эта техника выпускалась на протяжении десятилетий. Именно поэтому в определенных мелочах фотоаппараты вполне могли достаточно сильно меняться. Это также стоит учитывать.

Если принимать во внимание ряд постоянных признаков отличительного характера, можно прийти к определенным выводам. Но и они не столь значимы:

  • Рычаг для необходимого удобного взвода предусмотренного затвора у Зенита-ЕТ изготавливался из классического пластика, а у Зенита-11 из данного пластика выполнялась только лишь лапка.
  • Гнездо штатива располагалось справа, а у Зенита-11 оно смещалось непосредственно к оси объектива данного фотоаппарата.

Вполне вероятно, что существовали другие отличия, которые обычному пользователю попросту незаметны. Но было их, как нам кажется, достаточно мало.

Очень часто у объективов данного популярного среди фотографов фотоаппарата не было предусмотренной диафрагмы моргающего типа. Для крепления объективов предусматривалась вполне классическая резьба М42*1. При этом длина рабочего отрезка составляла 45,5 мм. Традиционно в таких моделях существовала поддержка моргающей диафрагмы. Затвор был матерчатым, шторно-щелевым с ходом по горизонтали. Он мог отбивать различные выдержки. Обычно фотоаппараты оснащались автоспуском и также горячим синхроконтактом. При этом поле изображения предусмотренного видоискателя составляло 20*28 мм. Это составляло 65% площади всего кадра. При этом увеличение окуляра составляет 5Х. Фокусировочный экран – стекло матового типа с микрорастром. Такой экземпляр без объектива весил примерно 630 грамм.

Особенности элементов управления

Непосредственно над объективом находится светоприемник фотоэлемента из селена.

На передней панели справа предусмотрено специальное гнездо синхроконтакта. А прямо под ним находится рычаг завода. Также там есть кнопка автоспуска. Сзади фотоаппарата расположен окуляр видоискателя. При этом видоискатель данной модели способен покрыть всего 65% всей площади кадра. Это невероятно мало. Именно поэтому создаются определенные трудности в процессе компоновки кадров. Данный атавизм был унаследован фотоаппаратом от Зенита-Е, который выпускался в 1960-х годах.

У матового стекла в центре предусмотрена линза Френеля с обязательным микрорастром. Также внизу находится штативное гнездо. Находится оно справа. Это тоже является определенным атавизмом прежних времен. Почему он не был смещен к центру, как у Зенитов-11 совершенно непонятно. Нижняя панель полностью изготовлена из пластика. Данная особенность не является постоянной для данной линейки. Но при этом она является хорошим решением. В этом случае намного меньше царапин не только на аппарате, но и на мебели.

У Зенита-ЕТ, если смотреть на него слева направо, находятся следующие кнопки:

  • калькулятор необходимой экспозиции с рулеткой перемотки в обратную сторону в центре;
  • окошко дугообразной формы с предусмотренными стрелками обязательного в данном случае экспонометра;
  • скоба вспышки;
  • головка выдержки;
  • втулка отключения затвора нажимного типа. В ее центре предусмотрена кнопка спуска;
  • головка непосредственного взвода затвора, а также непосредственной транспортировки кадра, которая снабжена курком и также счетчиком кадров.

Для того, чтобы изменить выдержку, необходимо попросту повернуть головку. Никаких манипуляций больше не требуется. Сделать это можно легко и просто. Есть возможность менять необходимые выдержки не только когда затвор взведен, но также и когда он спущен. Если же затвор уже взведен, вращения головки не происходит.

Рассчитать экспозицию на данном популярном среди пользователей Зените-ЕТ можно достаточно просто:

  1. На калькуляторе требуется выставить определенную чувствительность той пленки, которая заряжена в фотоаппарат. Для этого необходимо просто взяться за предусмотренный поводок и затем аккуратно вращать предусмотренный диск калькулятора до того самого момента, как его предусмотренная риска совместится с определенной чувствительностью в окошке справа или же слева.
  2. Затем необходимо просто навести данный аппарат непосредственно на тот объект, съемка которого сейчас производится. При этом рекомендуется слегка его наклонить. В этом случае его предусмотренный экспонометр будет немного меньше захватывать небо. Все зависит в данном случае только лишь от того, насколько хорошо освещен определенный объект в окошке. При этом стрелка обязательно займет определенную позицию.
  3. Необходимо аккуратно вращать внешнее кольцо предусмотренного калькулятора так, чтобы просто поймать в колечко тонкую стрелку.
  4. После того, как удастся ее поймать, спереди калькулятора на его внутреннем, а также и внешнем кольцах настраивают один напротив другого значения диафрагм и выдержек. Такие созданные пары станут экспопарами.
  5. Необходимо непосредственно перенести диафрагму и выдержку на определенные органы управления, которые им соответствуют.

Для того, чтобы перемотать пленку в обратную сторону, у Зенита-ЕТ предусматривается рулетка. Для перематывания пленки необходимо откинуть рукоятку. Пользоваться рулеткой очень удобно.

Если вытянуть вверх до самого конца головку рулетки и затем немного потянуть, откроется крышка фотоаппарата, расположенная сзади. Это надежно и невероятно удобно.

В процессе захлопывания крышки она будет зафиксирована даже в том случае, если головка поднята.

Особенности работы с пленкой

В устройстве предусмотрена смотка пленки. Убрать ручку перемотки удобно в корпус. Предусматривается счетчик кадров в ручном режиме. Сброс отсутствует. Есть возможность полностью погрузиться в классическую технику. Загрузить фотопленку можно под крышку, которая открывается сзади.

При этом замок крышки расположен так, что его разблокировка возможна только после того, как пленка перемотана. Другой вариант – потянуть рычаг перемотки наверх до упора. Но иногда крышка реализована идентично Зениту-Е. У таких моделей замок не был скрыт. Он мог совершенно неожиданно открыться в самое неподходящее время.

Аппарат достаточно шумный. Самый тихий затвор был у ФЭД и Зоркого. Зенит ЕТ, если сравнивать с ними, работает достаточно шумно. Идет существенная вибрация по корпусу в процессе срабатывания затвора, а также в тот момент, когда прыгало зеркало. При взводе затвора протягивается пленка. При этом происходит это с определенным усилием. Спуск очень жесткий. Зеркало резко сдвигается с места и потом также резко падает на прежнее место.

Надежность данного фотоаппарата хорошая. Из множества фотоаппаратов, которые попадались коллекционерам, у 40% были определенные проблемы с затворами, у 2% с механикой, которая отвечает за подъем зеркала, у 30% существовали проблемы с органами управления (очень часто ломался упор курка из пластика, разбалтывались крепления объектива, а также выявлялись другие мелочи, которые были не столь существенны). Примерно у 5% были определенные проблемы с экспонометрами. При этом у 3% не было совершенно никаких проблем, у 30% преобладали проблемы в затворах. У остальных аппаратов, которые выпускал БелОМО, с крышкой из пластика были самыми проблемными. Очень много фотоаппаратов этого производителя были с браком.

Неисправности Зенита-ЕТ:

  • Испорченный экспонометр.
  • Вышедший из строя затвор.
  • Небольшие недостатки косметического характера.

Как работать с пленкой

Для таких подходит совершенно любая пленка типа 135, выпускаемая в катушках стандартного типа. Есть возможность применять не только черно-белую. но также и цветную пленку. При желании есть возможность накрутить ее на катушку самостоятельно.

Загрузить пленку в фотоаппарат очень просто:

  • Необходимо открыть крышку.
  • Требуется вставить катушку в приемник.
  • Требуется вытянуть хвост вставляемой пленки.
  • Вытянутый хвост нужно просунуть в предусмотренную щель оси, которая расположена непосредственно под курком взвода.
  • Требуется взвести затвор и обязательно проверить, чтобы хвост установленной пленки был прочно зажат. После этого останется всего лишь зажать крышку.
  • Требуется выполнить установку счетчика на 0.
  • Необходимо выполнить установку светочувствительности на диске калькулятора в то значение, которое требуется.
  • После этого можно начинать выполнять съемку. Обычно первый кадр, который идет непосредственно после первого, наполовину засвечен.

Как вынуть пленку:

  • Требуется нажать кнопку, которая расположена под кнопкой, отвечающей за спуск затвора.
  • Рычаг перемотки пленки вытаскивается из диска влево, но не до конца.
  • Можно начинать сматывать по часовой стрелке.
  • После освобождения хвоста пленки сопротивление рычага станет намного меньше.
  • Можно открыть крышку.
  • Вытащить до конца рычаг перемотки.
  • Достать пленку.

Как относятся к фотоаппарату сегодня

-3

Зенит-ЕТ – тот фотоаппарат, который у современных любителей черно-белой фотографии ассоциируется с БелОМО. Вполне вероятно, что многим вспомнится ролик, который показывали в новостях. Он был посвящен производству фототехники в Белоруссии. На протяжении нескольких секунд на экране демонстрировали конвейер. По нему шли фотоаппараты традиционного черного цвета. С каждым из них женщина в халате белого цвета выполняла некие непонятные для обычных людей манипуляции. Ряды черных фотоаппаратов и отблески желтого цвета на линзах остались в памяти.

Зенит-ЕТ – добротный фотоаппарат отличного качества. История его необычная и действительно очень интересная. Миллионы экземпляров этой фототехники сделали многих фотолюбителей невероятно счастливыми. Они могли использовать их для того, чтобы делать действительно интересные фотографии.

Если у вас есть фотоаппарат Зенит-ЕТ и на нем имеется объектив, при желании есть возможность применять данный объектив на современной цифровой камере: не только зеркальной, но также и беззеркальной. Это может быть кроп или полный кадр.

Наша скупка антиквариата «Ретро мир» приобретает антиквариат за наличные. Часто мы приобретаем квартиры целыми обстановками.

Читайте также:

Фотоаппарат Зенит Е. Особенности

Фотоаппарат Зенит 19. Особенности

Фотоаппарат Зенит 11. Особенности

Фотоаппарат Зенит 122. Плюсы фототехники

Онлайн-оценка антиквариата по фото

Пришлите нам фото для оценки через WhatsApp по т. 920 40-21 и мы свяжемся с вами!