Найти в Дзене
Зеленый Лес

Наш сосед - старец Сампсон Сиверс

Так, по краешку жизни нашей семьи, где-то, будто бы рядом, всегда был известный среди московского народа старец Сампсон Сиверс. Он пронес свое служение еще со времен революции, много претерпел гонений, про то написаны книги и рассказы, кто хочет - найдет.

Неожиданно, наши семейные истории получили горячий отклик у знакомых, соседей и читателей. Что интереснее - любовь, или мистика - победила в опросе последняя. Жизнь человека вообще полна необъяснимых случаев. В брежневские времена старец иногда служил в Вешняках, долго мучился без прописки.

Очень многим не нравится взгляд отца Сампсона. Даже на фото он смотрит пронзительно, иногда кажется недобро, будто видит все плохое, что в человеке собрано и к ответу призывает. Взгляд этот на фото выдержать непросто, даже не видя Сампсона лицом к лицу. Хотя его друзья и знавшие лично батюшку, заверяли, что он был очень добрым и веселым человеком. Кинохроника это подтверждает.

Однажды, исцелил котенка, которому повредили позвоночник дверью. Допытывалась я до бабушки Маши, она у меня долго ходила в церковь с подругами, еще во времена СССР, в блокаду Ленинграда, видела ли она старца Сампсона? Бабушка ответила, что нет, не видела, не ездила. "Но, как же так? Он ведь был совсем рядом, в Вешняках, известным был, ты не могла про него не знать?", - бабуля отвечала категорично, что нет. А если и ездила, то почему-то это скрывала.

Занятно, что самое спокойное время иеромонах Сампсон провел на даче в Малаховке, там он жил до самой своей кончины в 1979 году. Спустя где-то шесть лет, году в 1986 дед Миша получил дачу в Малаховке, где я проводила отлично время и до сих пор не могу отделаться от ощущения, что это был тот самый дом, где долгое время жил старец Сампсон.

И крыльцо такое же, зеленое, выступает слева и сосна огромная, где любил сидеть старец в кресле, тоже торчит посреди участка, так похожего на наш. Уже не у кого узнать и спросить: точно ли мы жили на той же даче, где квартировал Сампсон Сиверс? Да и самой дачи у нас давно нет, она растворилась в мутных 90-х, вскоре после того, как дедушка Миша умер.

Еще одна особенность старца - он любит являться тем, кто его любит и знает о нем, во сне и наяву. Это рассказывают разные люди, никак не связанные между собой и не желающие "хайпануть".

"Да видел я Сампсона вашего на платформе в Малаховке. Стоит такой, в черном весь, высокий. Взгляд такой неприятный", - заявил мне папа как-то.

"Не может этого быть, папа, дед и бабушка в Малаховку приехали не раньше 1985 года, а старец умер еще в 1979 году", - заявляла я.

И вот так спорили мы часто. Отец утверждал, что видел его и все тут. Стоял, смотрел на платформе, где электрички приходят.

Когда умерла прабабушка Елена, оказалось, что на старом Николо-Архангельском кла.дбище, ее моги.лка находится по соседству со старцем Сампсоном. Опять же, совпадение? Там же похо.ронен и дедушка Миша. Разное видели мои знакомые, когда бывали на этом клад.бище рядом с мо.гилкой старца. Кого-то не могли всемером подтащить к импровизированной часовне, выстроенной над крестом, кто-то падал рядом, хотя был совершенно здоров до этого.

Оказалось, что батюшка Алексий, который крестил меня в детстве, еще во времена, когда он был молодым иереем, служить был поставлен в Вешняки, один из немногих храмов, что были в 70-е открыты в Москве. Тогда же и отца Сампсона он видел, тот служил, но редко. Батюшка говорил, что все в алтаре боялись отца Сампсона, старались даже не переминаться с ноги на ногу, и слово лишнее в алтаре не произносили, такое впечатление на них производил старец Сампсон.

Наш алтарник и чтец, Николай Глебович, будущий отец Николай, тоже застал отца Сампсона. Говорил, что стоял в уголке в алтаре, в подряснике черном. "Высокий, почти двухметровый, невероятно худой", - так вспоминал отца Сампсона отец Николай.

Еще один батюшка, отец Олег, в однокласниках написал мне, что еще будучи студентом семинарии, ему пришел во сне старец Сампсон , кажется дважды. Один раз сказал , что он будет священником, потом сказал, что жену его будут звать Галина. И когда он познакомился с девушкой, которая ему понравилась сильно, узнал что ее зовут Галя, сразу понял, что она та самая, про которую говорил отец Сампсон.

Один интересный случай произошел не так давно с людьми, совершенно не обремененными интеллектом, мистицизмом и прочими интеллигентскими заморочками. Бригада рабочих рассекала на мотоцикле с прицепом и лопатами. Чтобы копать им было веселее, они включили музыку. Напомню, это дело происходило на Николо-Архангельском кла.дбище.

Многочисленные паломники, стекающиеся к часовне старца, делали им замечания, на что товарищи "копчики" клали свой большой, трудовой болт. И тут вдруг, они увидели, как между деревьями к ним буквально плывет огромная фигура старца в черном, монашеском одеянии. Сказать, что эти рабочие испугались, не сказать ничего. Они вскочили на свою тарантайку, и погнали от этого места. Но не тут-то было, фигура в черном, несмотря на то, что вроде как "пешком шла", быстро их догоняла. Особый ужас у них вызывало то, что старик в черном не отставал. Старец гнал "копчиков" до самых ворот, где всегда многолюдно и находится офис администрации. Нужно ли добавлять, что эта бригада дружно написала заявление об увольнении со своих хлебных должностей.

Убедиться в реальности этой истории мне, что называется, пришлось из первых рук. Умер мой отец и хоронить его мы собирались как раз на "Николке". Войдя в сопровождении моей дорогой Татьяны Михайловны в офис администрации со всеми документами я увидела портрет старца Сампсона в полном облачении в полный рост. Фотопортрет был приколот на стену и встречал пронзительным взглядом каждого входящего. Мне это показалось хорошим знаком, я почему-то расслабилась и спросила сотрудников - правда ли то, что бригада рабочих уволилась, испугавшись фигуры в черном? Сотрудники подтвердили, да, было дело, уволилась у них тут бригада, добавив к этому некоторых подробностей, как, например, что эти рабочие были из Таджикистана.

Один из сотрудников начал как-то особо сердечно со мной общаться, спрашивать, хотим ли мы обложить елками место упо.коения отца? Я ответила, что не вижу в этом особого смысла. "Ну, смотрите, зах.оронение у вас в родственную мо.гилку. Докопают до костей вашего дедушки, вы же сами потом будете в об.морок падать". Это сообщение было прямо очень кстати. В день похо.рон отца один из хитроглазых, смуглых "копчиков" со скорбным видом заявил, что они точно прям докопались до "кос.тей вашего дедушки" и грустно стоял, ожидая, что я попрошу тех самых, елочек, прикрыть косточки за мзду немалую.

Но, я сказала, что ничего не требуется и грустные рабочие продолжили свое дело. Я долго обдумывала, почему же эти самые люди, сталкиваясь к непознанным и мистическим лицом к лицу, на каждом шагу, прикрываясь портретами старца Сампсона, не боятся потрошить кошельки несчастных, страдающих от горя, москвичей? Вот ведь, загадка природы. Веруют, трепещут, но потрошат немилосердно. Жажда наживы оказывается у них всегда сильнее страха. За редким исключением, о котором я написала выше.

Фото из нашего семейного архива, приобретено еще бабушкой.