Найти в Дзене
Урал Шарифуллин

Наука и культура Казахстана в годы Великой Отечественной войны

в Великой Отечественной войне. Казахстан не только отправлял на фронт сформированные на его территории воинские части и соединения, вся экономика была перестроена на военные нужды, а также деятели науки и культуры вносили посильный вклад в разгром врага. Огромную роль в мобилизации научных сил республики сыграл Каныш Имантаевич Сатпаев - первый президент Академии наук Казахской ССР. Месторождения полезных ископаемых, открытые учеными, послужили основой для создания в Казахстане в годы войны многих индустриальных центров. Огромный вклад в общее дело внесла творческая интеллигенция Казахстана. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» определил цель не только всех военно-мобилизационных мероприятий Советского государства, но и встал в центре всей организаторской, идеологической, культурной и просветительской деятельности партийных и государственных органов Казахстана. Казахстан участвовал в Великой Отечественной войне как составная часть единой Страны Советов. Разгрому германских претенде

в Великой Отечественной войне. Казахстан не только отправлял на фронт сформированные на его территории воинские части и соединения, вся экономика была перестроена на военные нужды, а также деятели науки и культуры вносили посильный вклад в разгром врага. Огромную роль в мобилизации научных сил республики сыграл Каныш Имантаевич Сатпаев - первый президент Академии наук Казахской ССР. Месторождения полезных ископаемых, открытые учеными, послужили основой для создания в Казахстане в годы войны многих индустриальных центров. Огромный вклад в общее дело внесла творческая интеллигенция Казахстана. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» определил цель не только всех военно-мобилизационных мероприятий Советского государства, но и встал в центре всей организаторской, идеологической, культурной и просветительской деятельности партийных и государственных органов Казахстана.

Казахстан участвовал в Великой Отечественной войне как составная часть единой Страны Советов. Разгрому германских претендентов на мировое господство он отдавал все, чем располагал, а его сыновья и дочери сражались за свободу и независимость общей Родины, за право на будущее и освобождение покоренных агрессорами народов не щадя своих сил и самой жизни.

Огромный вклад в оборону страны вносили ученые республики. Основными направлениями научных исследований были - поиск дополнительных сырьевых ресурсов в республике, расширение сырьевой базы чёрных, цветных и редких металлов, на которые направлялось более 40% всех ассигнований на научные цели Казахского филиала АН СССР. Он стал центром интенсивных научных исследований и с осени 1941 г. К.И. Сатпаева назначили заместителем председателя, через год председателем Казфилиала. Талант К.И. Сатпаева ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. Возглавив новый в Казахстане Институт геологических наук, Каныш Имантаевич хорошо понимал высокую ответственность исследователей земных недр в обеспечении страны необходимыми для войны ресурсами. И его усилия были направлены на решение этой главной задачи. В августе 1941 года фашистские войска захватили Запорожье, в том числе, и город Никополь - центр добычи и переработки богатых марганцевых руд. Спустя время были отрезаны транспортные пути и к Чиатурскому марганцу в Грузии. Оборонная промышленность осталась без марганца, без которого нельзя сварить высокопрочную, качественную броневую сталь. Возникла опасная угроза срыва производства танков на заводах Урала. В этих сложных условиях военного времени внимание К. Сатпаева было сконцентрировано на узловых на -правлениях - изучении и оперативном освоении марганцевых залежей, железорудных богатств, месторождений цветных, редких и рассеянных металлов, каменного угля, нерудного сырья, а также водных ресурсов. В августе 12 июня 1942 года всего за 38 дней был построен марганцевый рудник. (Novikov 1995, s. 97). К 1943 году было закончено строительство железнодорожной ветки Новорудная - Жезды и составы с рудой теперь уходили на заводы Урала и Сибири от Жездинского рудника. В годы войны на руднике самоотверженно трудились сотни рабочих и инженерно -технических работников, выполняя срочное задание правительства по обеспечению металлургических заводов восточной части страны стратегическим сырьем.

Это была крупная победа коллектива рудника, геологов во главе с Канышем Имантаевичем Сатпаевым. Поток жездинской руды с каждым месяцем нарастал. Росло и количество танков, выпускаемых на заводах Урала. До 1944 года руду добывали открытым способом с постепенным переходом на подземную добычу. К концу войны полностью перешли на подземный способ добычи руды. В «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» отмечено, что Жездинское месторождение давало в военные годы 84,6 процента всего производства марганцевой руды в стране, что «организация выплавки ферромарганца на заводах востока, явилась большой победой, равной по своему значению выигрышу крупного военного сражения» (Istoriya Velikoi 1965, s.378).

-2

В 1943 году была создана комиссия АН СССР под руководством президента Академии наук СССР академика В.Л. Комарова с целью мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана для военных нужд. Эта комиссия, в которой принимали участие крупнейшие ученые страны - академики А.А. Байков, И.П. Бардин, К.А. Скочинский, В.А. Обручев, Л.Д. Шевяков, В.Н. Образцов, Э.В. Брицке, Д.Н. Прянишников, В.И. Вейц и другие, совместно с учеными Казахского филиала АН СССР наметила пути повышения производственной мощности важнейших отраслей народного хозяйства Казахстана (угольной промышленности, цветной металлургии и др.). Каныш Имантаевич Сатпаев принимал самое активное участие в работе этой комиссии и оказывал всемерное содействие решению ее задач. Месторождения полезных ископаемых, открытые учеными, послужили основой для создания в Казахстане в годы войны многих индустриальных центров. Это был реальный и весомый вклад ученых республики в оборону страны. С первых месяцев войны шло форсированное изучение руд таких важнейших оборонных металлов, как олово, вольфрам, молибден, ртуть, кобальт, никель и т.д. В результате был выявлен ряд новых месторождений. По запасам меди и свинца Казахстан занял первое место в Советском Союзе. А по запасам дефицитных хромитовых руд в Актюбинской области Казахстан занял первое место в мире. На одно из первых мест в СССР выходили найденные в первый год войны на юго-западе республики запасы ванадия, а также месторождения вольфрама и молибдена Центрального Казахстана и Заилийского Алатау. Все эти металлы шли на выплавку высококачественных сталей, изготовление танков, пушек и самолетов. Увеличилась добыча золота и серебра. Из отходов цветной металлургии путем рационализации технологических процессов научились попутно получать ранее терявшиеся важные для обороны металлы и продукты. В военные годы К.И. Сатпаев возглавил комиссию по тяжелой промышленности Госплана Казахстана, которая еще только формировалась. Каныш Имантаевич тесно сотрудничал с членами комиссии АН СССР по проблемам создания черной металлургии, химической промышленности, промышленности огнеупоров и строительных материалов, химических удобрений и пр. Карагандинский угольный бассейн, Карсакпайский и Балхашский медеплавильные комбинаты Центрального Казахстана, полиметаллические комбинаты Рудного Алтая, Чимкентский свинцовый завод, Актюбинский комбинат ферросплавов, промыслы Урало-Эмбинского нефтекомбината... (Novikov 1995, s. 120). Эти и другие важнейшие индустриальные центры с 1942 года работали в тесном сотрудничестве с комиссией Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны страны.

Возросла добыча углей в Карагандинский бассейн, особенно коксующихся, идущих на нужды черной металлургии. Третья всесоюзная кочегарка сыграла весомую роль в снабжении коксующимися углями металлургических заводов Урала. Казахстан в годы войны служил мощным арсеналом снабжения Красной Армии. В конце 1942 года в «Письме фронтовикам-казахстанцам» К.И. Сатпаев писал: «Редкие металлы, молибден, вольфрам и другие, извлекаемые из казахстанских руд, вы уже ощущаете сейчас в ваших руках в броне танков, в стволах артиллерийских орудий, в корпусах военных судов, самолетов, пулеметов и винтовок. Во всем этом есть значительная доля труда ученых» (Satpaev 1989, s. 415).

К.И. Сатпаев активное участие принял и в выборе места строительства металлургического завода в Центральном Казахстане. В последующие годы здесь выросла Казахстанская Магнитка и город металлургов Темиртау.

В области горного дела разрабатывались эффективные способы вскрытия, системы разработки месторождений медных и полиметаллических руд. В области цветной металлургии ученые филиала изучали проблемы извлечения ценных компонентов из отходов обогатительных фабрик, использования отходящих сернистых газов металлургических заводов. Основные усилия химиков были направлены на использование в народном хозяйстве богатейшего химического сырья Казахстана. Многое было сделано учеными Казахстана в те годы для выявления и мобилизации ресурсов растительного сырья (каучуконосов, кормовых, дубильных, пищевых и других ценных растений), повышения продуктивности полеводства и животноводства. Казахский филиал Академии наук СССР зарекомендовал себя квалифицированным научным учреждением, способным решать стоящие перед наукой задачи.

Вскоре ему поручили руководить научной деятельностью практически всей республики. Вместе с филиалом, как ученый, рос и Каныш Имантаевич Сатпаев. За фундаментальный труд «Рудные месторождения Джезказганского района» ему в 1942 году была присуждена Сталинская премия второй степени с денежной премией 100 тысяч рублей. Половину полученной премии К.И. Сатпаев направил в фонд обороны, а на оставшуюся часть приобрёл облигации государственного займа1. Фундаментальные труды по геологии Жезказганского региона сделали К.И. Сатпаева широко известным среди научной общественности Советского Союза. 1942 года Высшая аттестационная комиссия по совокупности работ присуждает К.И. Сатпаеву ученую степень доктора геолого-минералогических наук. В следующем году К.И. Сатпаев избран членом-корреспондентом Академии наук Союза ССР. Он верил в могучие силы науки и все свои силы, знания, опыт отдавал её развитие в Казахстане. Он гордился вкладом казахстанцев в Победу над фашистской Германией. Весомым был и вклад казахстанских геологов. К.И. Сатпаев писал: «Запасы недр Казахстана поставлены сейчас на оборону Родины. Каждые девять из десяти пуль, разящие гитлеровское зверье, отливаются из свинца, добытого в Казахстане. Больше половины танков одеты в броню, в которую вплавлен казахстанский молибден. Свыше одной трети гильз для патронов и снарядов, аппаратуры для связи в действующей армии, создано также из сплавов казахстанской меди» (Satpaev 1989, s.129).

4 мая 1945 года в «Казахстанской правде» была опубликована статья К.И. Сатпаева «Подлинная весна человечества», в которой была выражена уверенность автора в скорой Победе над коварным врагом. А 9 мая в статье «Народ-исполин - народ-богатырь» с гордостью писал о вкладе казахстанцев в общую Победу2.

22 июня 1945 года в Москве, в Большом театре торжественно отмечалось 220-летие Академия наук СССР. Там, в торжественной обстановке, при полном собрании выдающихся ученых страны казахстанскому ученому - геологу Канышу Имантаевичу Сатпаеву за развитие науки в республике был вручен орден Ленина. Такой высокой награды Каныш Имантаевич удостаивался уже во второй раз. А спустя два дня он стал почетным гостем исторического парада Победы на Красной площади.

В деятельности К.И. Сатпаева по руководству наукой в военные годы проявился его талант организатора, интуиция ученого, умение видеть перспективу развития республики, ее народного хозяйства и культуры. Можно только удивляться, как в тяжелейшее военное время, в условиях тотального дефицита производственных помещений, жилья, оборудования, приборов и пр. Каныш Имантаевич Сатпаев стал собирателем научных сил в Казахстане, в сжатые сроки создавал новые научные учреждения, укомплектовывал их кадрами.

В годы войны в республике были созданы следующие научные учреждения: в 1942 г. Институт языка литературы и истории, позднее из него были образованы Институт языка и литературы и Институт истории. В этом же 1942 г. был образован Химико-металлургический институт, позднее он был разделён на институт химии и институт металлургии и обогащения, а в 1943-1945 гг. Институты почвоведения и ботаники, зоологии и краевой патологии. Так же в эти годы в республике действовало 75 научных учреждений лабораторий и станций (Ба1раеу 1961).

Круг исследований научных учреждений постоянно расширялся, Казахский филиал АН СССР быстро превращался в подлинный центр научной мысли Казахстана. Научные учреждения биологического профиля занимались систематическим изучением почв, растительного покрова и животного мира Казахстана. Имелись достижения в области химии, медицины, гуманитарных наук. Собирался и систематизировался богатейший фольклор казахского народа, в том числе его музыкальное творчество. Составлялся двухтомный русско-казахский словарь, готовилась «История казахской литературы». В 1943 году вышло в свет первое издание «Истории Казахстана с древнейших времен до наших дней».

Находившиеся в Алма-Ате сотрудники института истории АН СССР приняли активное участие в написании книги «История Казахской ССР с древнейших времён...», вышедшей в 1943 году. Этот капитальный труд, написанный совместными усилиями группы ученых-обществоведов Москвы и Ленинграда, находившихся в Казахстане в эвакуации, совместно с исследователями республики был выполнен за очень короткое время (с осени 1941 до лета 1943 г.) под научным руководством Анны Михайловны Панкратовой и вышел под редакцией секретаря ЦК Компартии Казахстана по идеологии М. Абдыкалыкова. К написанию данного труда было привлечено целое созвездие выдающихся ученых-археологов, историков и юристов Москвы и Ленинграда: А.Н. Бернштам, М.П. Вяткин, Б.Д.Греков, Н.М. Дружинин, А.П. Кучкин.

-3