Дисклеймер
В каждой семье есть свои проблемы, и не всегда удается сразу найти решение. В этот раз ситуация дошла до предела и после некоторых размышлений родилась мысль которая переросла в небольшую статью. Повествование ведётся в утвердительной форме. Просьба не судить строго, ибо - проба пера.
Взрослый мир
Не секрет что во взрослой жизни нет самого главного, из-за чего появилось такое название - нет по настоящему взрослых людей. Да, это на самом деле так. Я живу во "взрослом мире", и пока не повстречал ни одного взрослого. Есть уставшие, глупые, с высоким самомнением, с низкой самооценкой, озабоченные, или играющие какую либо роль люди, но взрослых нет.
Конечно есть опытные, набившие себе шишек люди. Есть мудрые - те кто применяют опыт как свой и чужой. Есть набожные, считающие чужой опыт выше своего.
Есть те кто играет во взрослого, поучает и советует всем "как правильно" жить. Есть те кто просто прикрывается своим возрастом, чтобы хоть как то оправдать свои поступки.
Но взрослых, с царем в голове - нет.
Чем отличается взрослый от ребенка?
Количеством набитых шишек.
И всего то? Да, больше различий нет. Только надо учесть ещё один нюанс: детям труднее. Когда взрослый родитель негодует по поводу того что ребенок вроде бы все понимает, но не делает "так как надо": не прибирает кровать вовремя, не моет руки, не убирает за собой игрушки. Так вот, когда ребенок не делает то что от него требуют - это не "инфантилизм". Это не безразличие. Это не протест. Ребенок воспринимает мир ярче, у него не развита лобная доля отвечающая за сдержанность. Ребенок находится в эмоциональном цунами: его захлёстывают эмоции, он не может себя контролировать, он воспринимает время по иному.
В это время родитель оперирующий абстрактными, сухими, безэмоциональными понятиями, не может понять: почему его ребенок после простых четких и ясных слов не делает то что ему говорят.
Это можно представить как общение по рации диспетчера сидящего в спокойной обстановке с чашечкой кофе, и капитаном терпящего бедствие корабля.
Есть такие взрослые, кто сохранил восприятие мира глазами ребенка: это творческие личности. Таким проще найти общий язык с детьми. Женщине тоже чуть легче понять ребенка чем мужчине: они ежемесячно проходят через гормонально-эмоциональный шторм во время менструального цикла.
Итак. Что же делать? Как быть?
Если взрослые живут в мире абстрактных понятий, тогда и рассуждать будем в этом ключе.
Ребенок - состояние временное, и длится это состояние ...примерно до 40 лет. Поэтому особо ждать, пока он сам станет самостоятельным, смысла нет. Т.е. не участвовать в воспитании - плохо.
Требовать, кричать, прилагать физическую силу (когда у самих уже сил нет) - может привести только к ровно противоположному результату.
Взрослый, подвергшийся в детском возрасте критике и насилию, вырастает (загибайте пальцы):
- безинициативным,
- неуверенным в себе,
- мнительным,
- мстительным,
- надоедливым,
- заискивающим,
- осуждающим,
- паникующим,
- боязливым,
- лживым.
Можно выдрессировать своего собственного ребенка выполнять команды - но в таком случае вам надо было завести собачку а не ребенка.
Задаривать подарками "чтобы уже замолчал" тоже крайность: родитель не должен быть рогом изобилия вещей, иначе подросшие дети будут относиться к родителю так же - как к вещи.
Так как быть?
Не воспитывать нельзя. Недовоспитывать, и перевоспитывать - вредно.
Тут только один вариант: быть наравне с ребенком, стать другом. Внедриться в доверие как агент под прикрытием. Воспитывать не надо. Необходимо только стать доверенным лицом, тем, кто может: подсказать, посоветовать, одобрить, открыть тайну, помочь.
Когда нужно донести мысль до ребенка - нужно присесть, чтобы быть на одном уровне, лицом к лицу, чтобы ребенок смог сфокусироваться на вас, чтобы обратил внимание на вас, чтобы был зрительный контакт. Все раздражители вроде телевизора, телефона, планшета - выключить, и спокойно рассказать свою мысль.
Вместо повышения тона, когда "нет времени объяснять" - нужно это время найти и объяснить простыми словами: "Я сейчас очень волнуюсь потому что мы опаздываем, поэтому давай скорей одеваться, кто быстрей - тот выиграл".
Да, надо применять соревновательный игровой подход. Дайте ребенку повод - и он сделает всё, чтобы догнать и перегнать.
Самое главное: даже если случилось так, что вы свое родное неразумное дитё отругали, поставили в угол, и обиделись на его стену недопонимания элементарных по вашему мнению вещей - необходимо до конца дня успеть помириться. Раз вы такой взрослый и разумный - поставьте свое эго в дальний шкаф, подойдите к ребенку, и скажите: "Сегодня мы поругались не потому что ты плохой, а потому что ... Давай мириться".
Если вы злитесь или обижаетесь на своего ребенка, значит у вас завышенные ожидания. Однако не нужно требовать от ребенка того, чего вы сами редко когда проявляете. Ведь как известно наши дети копируют наши действия и нашу реакцию. А если не копируют - значит вы сами этого не делали.
"У меня нет времени на..." - скажет взрослый. Ок. У тебя нет времени на всякую ерунду вроде видосиков в тиктоке, залипания в инстаграмме, пивасика с чипсами перед теликом. Но у тебя есть огромная возможность прожить ещё одно детство, которого тебе не хватило с твоими родителями. Детство без границ.
Посадите маленького ребенка в надувной бассейн, дайте песок, дайте ёмкости с водой, дайте лопатки, куличики, пусть льет воду, сыплет песок, запачкается, измажется, заляпает всю одежду. Дайте книжки которые не жалко порвать, листайте и рвите вместе с ним. Разбейте тарелки, чашки. Разрисуйте фломастерами альбомы, стены, одежду.
Сходите в парк, покатайтесь, побегайте, покричите вместе.
Посмотрите вместе видосики, потанцуйте, обсуждайте, раскритикуйте вместе.
Позвольте ребенку помочь достать и принести хлеб, лук, сыр. Попробуйте вместе приготовить еду. Покажите и расскажите какие столовые приборы для еды, а какие для готовки. Как надо правильно держать чтобы не пораниться.
Покажите как правильно мастерить вещи, игрушки, как ремонтировать, какие есть инструменты и как с ними обращаться.
Покажите и расскажите о своей страсти: о рыбалке и тысяче снастей, о мотоцикле, о коллекции, о безделушках, об умении жонглировать банками из под пива, об умении сварганить шашлычок.
Стопэ-стопэ
"Остановите кто-нибудь этот поток мысли" - скажет вечно занятой, серьезный, правильный, замученный, уставший, после смены, взрослый читатель, ипотечник.
...И будет прав. Вам это не нужно, дорогой читатель. Вы достаточно взрослый, самостоятельный, и лучше всего на свете знаете как правильно жить и воспитывать своих детей.