Найти тему

"Главное - верить в себя!" - эти слова я часто говорю своей ученице.

Новогодние праздники часто приносят мне много положительных эмоций. И этот год не стал исключением. Получила от родителей много теплых пожеланий.

Мне захотелось рассказать вам об одной своей ученице, назовем ее Мария. Мы занимаемся с ней школьной программой и готовимся к профильному ЕГЭ по математике. Маша очень старательная ученица, но далеко не самая легкая. Школьных уроков ей явно недостаточно, ей нужен индивидуальный подход. Все школьные темы мне приходится объяснять ей с начала. Иногда так бывает: ученик ходит на уроки, но знаний и умений не приобретает. Мы занимаемся дважды в неделю уже полгода. Сейчас она в 10 классе и, судя по динамике оценок, наши занятия идут ей на пользу.

Маша относится к такому типу учеников, которым нужно очень много внимания. У ребенка есть страсть к учебе, есть желание достичь успехов, но нет уверенности в своих силах. Учится она неплохо, крепкий середнячок. Бывают и тройки. Но она не пользуется большой любовью у учителя математики. Скорее, ее особо не замечают, девочка тихая.

Когда Мария написала успешно свою первую самостоятельную работу по алгебре, учитель прямо в глаза сказал ей; "Ты списала, я тебе не верю!".
И вы знаете, я не удивилась. Мария сама не верит в то, что может решать корни и логарифмы. Это мешает нашим занятиям. В любом своем ответе, она сомневается и колеблется.

На одном из недавних занятий мы разговорились по душам. Она рассказывала мне о своей школе, об одноклассниках и учителях. Очень интересно бывает послушать учеников, это дает возможность посмотреть на школьную обстановку с другой стороны. Так как будучи учителем, у тебя иногда просто не хватает сил поставить себя на место ученика. Ведь их много, а ты один.

Так вот Маша особенно эмоционально рассказала мне о своем выпускном в 9 классе. Так как это переломный момент в жизни класса: часть учеников уходят в колледж, а часть остаются в школе, то многие учителя выступают с напутственной речью.

Завуч школы выступал с библейской Притчей о сеятеле. Вот что она рассказала своим ученикам: «Вышел в поле сеятель. Когда он сеял, некоторые зерна упали возле дороги, и налетели птицы и склевали их; некоторые попали на каменистую почву, где было мало земли, и хотя они и взошли, все же с появлением солнца увяли и засохли, так как корни их были слабые. Некоторые зерна упали в тернии, и сорняки заглушили их. А те, которые попали в хорошую землю, дали урожай».

Сеятелями завуч назвал учителей, а землей – учеников. Семена – это знания, которые передают учителя своим ученикам.

Мне эта история показалась безобидной и поучительной.
Да, ученики и правда подобны земле – некоторые понимаю все с полуслова, а другим как не объясняй – все сделают по-своему.
Мария же увидела в этой притче другой смысл: "Зачем сеять семена на камни? Они ведь все равно не вырастут. Так и учителя не обращают на меня внимание и считают глупой".

Ведь, по сути, эта притча ставит крест на таких детях, как она. Мол, не понимает – и стараться незачем! Как будто все уже предрешено нашими генами или судьбой. ⠀
Можем ли мы судить, кому надо научиться, а кому нет? Можем ли мы делить детей на хороших и плохих? Это сложный этический вопрос. Ведь и правда бывает, что учишь – как об стенку горох, никакого результата. Но все таки, я думаю, нельзя быть категоричным в своих суждениях. И уж тем более говорить детям, что они ни на что не способны. Ведь так мы убеждаем их в этом и отбиваем желание стараться.

Я ответила Марии следующее: «На всякое семя – свое время»! Или «всему свое время».
Каждый ученик особенный, и, как цветок, распускается в свое время.

За полгода наших занятий Маша стала увереннее в себе, учитель математики хвалит ее и уже почти поверила в ее возможности.

Скрин автора
Скрин автора