Почему из Москвы выгнали тысячи евреев? Каким образом картины Третьяковых оказались в городской собственности? Правда ли, что инженер Шухов не имел никакого отношения к строительству ГУМа? Из-за чего произошла давка на Ходынском поле в дни коронации Николая II? А также - когда в Москве появились канализация и электрический трамвай? Об этом и не только, расскажу сегодня.
1890 год: ураганная репетиция
22 июля в Москве случился ураган. Конечно, его нельзя сравнить по силе с тем, что произошёл в июне 1904 года. Но есть воспоминания современников от прогулки в Петровском парке 22 июля 1890. Всё шло привычно: веселье, музыка, много людей. Но в какой-то момент поднялся невероятно сильный ветер. Он окутал и парк, и городские улицы густой пылью. Видимость упала практически до ноля.
Через несколько минут в небе начали сверкать молнии. Всё это сопровождалось сильным громом. А вскоре на землю обрушился град немалых размеров. Несмотря на то, что длилось всё недолго, люди успели серьёзно запаниковать. Так, в вышеупомянутом Петровском парке, буквально устроили сражение за приехавшую конку. Мужчины не стеснялись отталкивать от вагона не только женщин, но и детей, чтобы поскорее скрыться от стихии.
1891 год: исход евреев из Москвы
В конце марта, накануне праздника Песах, евреев в Москве ждали неприятные новости. Александр III подписал указ, который предписывал всем лицам этой национальности покинуть не только первопрестольную, но и Московскую губернию. Многие жили здесь не одно десятилетие, занимаясь ремесленным, врачебным делом и преподаванием. То есть документ не коснулся евреев, которые заработали более высокое положение в обществе. Исполнили указ только в отношении рабочих профессий.
Историки считают, что Император пошёл на такой шаг по нескольким причинам. Во-первых, евреи стали занимать большой процент среди купечества и предпринимателей. Многие работали и в банковской сфере. А значит оказывали всё большее влияние на экономику. Это не нравилось Александру III. Во-вторых, по мнению государя, еврейский народ не желал вливаться в русскую культуру, а жил обособленно (в основном в Зарядье). В-третьих, после трагической гибели Александра II в 1881 году среди людей распространился слух, что к заговору были якобы причастны евреи. В итоге из города выселили около 20 тысяч человек. Больше всего пострадали небогатые люди рабочих профессий, а также представители иудейской церкви.
1892 год: искусство в дар Москве
В этом году Павел Третьяков передал в собственность Москве фонд своей галереи (более 2 тысяч предметов). Причиной послужило желание принести городу пользу, дать возможность и дальше развиваться отечественному искусству. Есть версия, что к такому решению Павла Третьякова подтолкнула неожиданная смерть его брата Сергея, который также участвовал в создании коллекции. Торжественное открытие уже государственной галереи состоялось в 1893 году.
Общественность с восторгом приняла широкий жест Третьякова. Несмотря на то, что теперь коллекция принадлежала городу, Павел Михайлович продолжал самостоятельно пополнять её новыми произведениями искусства. Только теперь нужно было получать согласие Городской Думы на покупку очередной картины за государственный счёт. Как и прежде, выставка проходила в особняке Третьяковых в Лаврушинском переулке. Просто его немного переделали под нужды музея. Здание галереи, которое мы видим сегодня, появилось в 1904 году.
1893 год: тайна ГУМа
В 1893 году на Красной площади открылись новые торговые ряды. Сегодня они известны под именем "ГУМ". Однако до 1921 года сооружение именовалось Верхними торговыми рядами. Строить их решили ещё во времена Екатерины II. Но по разным причинам ни один из проектов до конца так и не довели. В итоге после 1812 года здание перестроил архитектор Осип Бове.
Уже в конце 1860-х городские власти признали торговые ряды ветхими. Захотели строить новое здание. Но воспротивились арендаторы. Достичь результатов в переговорах удалось только к 1886 году. В конкурсе проектов победил вариант Александра Померанцева. Он предложил постройку в русском стиле, чтобы она сочеталась с Историческим музеем и архитектурным ансамблем Красной площади. Торжественное открытие Верхних торговых рядом состоялось в 1893 году.
Отдельно стоит сказать о распространённом мифе про строительство ГУМа. Якобы его крышу проектировал инженер Владимир Шухов. На самом деле, конструкции сделали на Петербургском металлическом заводе. Исследователи архитектуры установили на основе разных документов, что Шухов не имел никакого отношения к проектированию крыши ГУМа. Петербургское предприятие экспериментировало задолго до получения заказа из Москвы. А гости из первопрестольной знакомились уже с готовыми образцами, когда выбирали перекрытия.
1894 год: прощание с Императором
В ноябре 1894 года скончался Император Александр III. Случилось всё в Крыму. Пока почивший царь "добрался" до Петербурга, с ним состоялось прощание в нескольких городах. В том числе и в Москве - 11 ноября по современному календарю. На протяжении всего шествия, которое началось в 11 утра, по улицам первопрестольной был слышен колокольный звон церквей. Процессия была длинной и состояла из многочисленных представителей разных чиновников, сословий и придворных людей.
Все желающие могли попрощаться с Императором в Архангельском соборе Московского Кремля весь день, 11 ноября, а затем и ночь. 12 числа Император "двинулся" дальше. Интересно, что по случаю кончины монарха в первопрестольной организовали бесплатные поминальные обеды для нищих. Туда приходило много людей, у многих из которых просто не было денег, чтобы всегда нормально поесть.
1895 год: наводнение, о котором никто не говорит
С 15 по 17 апреля в Москве случилось наводнение. Конечно, город не затопило настолько сильно, как в 1908 году. Но центральная часть вдоль берегов рек пострадала прилично. Кстати какой-то полной информации об этом событии найти так и не удалось. Есть только несколько фотографий.
А ещё в 1895 году состоялась первая маёвка в Москве. Поблизости от села Перова собрались около 250 рабочих от 30 предприятий из первопрестольной. В парке Кусково даже есть аллея, которая так и называется "аллея первой маёвки".
1896 год: мрачная коронация
Центральным событием для Москвы стала коронация Николая II. Город старательно подготовили к торжествам. Улицы тщательно приводили в порядок, здания украшали флагами, знамёнами и цветами. Внешний облик первопрестольной вышел ярким, богатым и праздничным. Запланировали начало мероприятий на 18 мая (по старому стилю), то есть накануне дня рождения нового Императора.
Организовали традиционные праздничные гуляния на Ходынском поле (на нём в обед должен был появиться Император) с развлечениями и подарками. Горожане могли бесплатно получить следующий набор: хлеб (сайка), немного конфет и орехов, пряник, полукопчёную колбасу, эмалированную кружку с гербом и вензелем, а также напечатанную программу мероприятий. Всё это было упаковано в сувенирный платок. Именно подарок и привлёк огромное количество людей на Ходынку.
Не только москвичи, но и жители пригородов решили попытать счастье. Подарочных наборов было около 400 тысяч. Люди стали съезжаться ещё накануне. Планировалось, что угощения начнут раздавать в 10 утра 18 мая. Но уже к 6 часам толпа была такой огромной, что артельщики в палатках от испуга начали выбрасывать подарки в толпу. Возникла давка. Всё это длилось около 20 минут, но жертвами стали больше 1300 человек (по официальным данным). Николаю II не сразу сообщили о случившемся. Поэтому позже многие обвиняли царскую семью в бессердечности и скупой реакции на трагедию. Про всё это нужно писать отдельную статью, поэтому здесь рассказываю кратко. Чтобы вы просто знали, что такое было.
1897 год: город-миллионер
Москву официально признали городом с населением больше миллиона человек, наряду с Петербургом. Такие данные получили в результате Всероссийской переписи населения. Её провели в феврале 1897 года. Это было первое такое масштабное мероприятие за всю историю Российской Империи. До этого предпринимались похожие попытки. Но, как правило, носили не массовый, а точечный характер. То есть переписывали отдельные губернии или же сословные группы.
Получали данные с помощью анкет, которые заполняли жители страны. Как раз благодаря переписи официально считается, что миллионный житель в Москве родился именно в 1897 году. Однако в реальности всё могло обстоять несколько иначе. Конечно же, никто никогда так и не узнал, кто был тем самым "юбилейным" младенцем.
1898 год: уходящее в прошлое зловоние
#Москва приобрела то, что было так необходимо такому крупному (миллионному, как мы выяснили ранее) городу. 30 июля в первопрестольной открылся первый участок канализационной сети. Говорить о необходимости такого сооружения начали ещё в 1874 году. Однако лишь к 1892 утвердили окончательный проект. И только спустя 6 лет закончили работы по строительству первой очереди.
По керамическим трубам всё уходило через специальные каналы в район Люблинских полей орошения. Проект составил инженер Д.В. Кастальский. Он предложил сделать раздельные каналы для бытовой и ливневой канализации. Новый механизм позволял перерабатывать почти 5,5 кубометров сточных вод в сутки. В целом, этот проект можно оценить, как большой шаг в развитии канализационной сети Москвы.
1899 год: электрическое чудо
Как вы, наверное, знаете, основным рельсовым транспортом в конце 19 века в Москве была конка. Вагон, который тащила на себе пара лошадей. Несмотря на то, что в начале своего появления конка вызывала восторг, уже через небольшое количество времени стали видны её недостатки. Скорость достигала всего лишь 8 км/ч. Манёвренность почти отсутствовала. А лошади не всегда могли карабкаться в гору. Например, на Трубной площади бывали случаи, когда конка не могла заехать на холм и катилась обратно.
Кроме того, несмотря на медлительность, конка была опасна для пешеходов. Нередко под неё попадали зазевавшиеся прохожие. Особенно, когда на московских улицах уже было темно. Иногда всё заканчивалось очень серьёзными травмами. В 1890-х городские власти решили, что пора бы усовершенствовать систему общественного транспорта. Для этого предлагалось использовать электрические трамваи. Рельсы в первопрестольной имелись в большом количестве, а контактную сеть можно было сделать за небольшое время.
Первый маршрут открыли в 1899 году. Сначала он ходил от Бутырской заставы до Петровского парка. Но вскоре его продлили в центр - до Страстной площади. Интересно, что Москва стала только шестым городом Российской Империи, где появился электрический трамвай. Первые начали ходить ещё в 1892 году в Киеве. Преимущества нового вида транспорта оценили сразу. Поэтому именно его начали активно развивать в последующие годы. А конка стала уходить в прошлое.
Таким для города было последнее десятилетие 19 века. Если вам интересна #история , а также #фотографии москвы в другие периоды, то ссылки на статьи ниже:
Как выглядела Москва в начале 20 века: история в фотографиях
Москва 1910-х в фотографиях: от большой деревни до столицы новой советской страны
Необычные фотографии Москвы 1920-х, а также главные события десятилетия
Москва 1930-х в фотографиях: самые интересные события
Москва 1940-х в фотографиях: как жили до, во время и после Великой Отечественной войны
Москва 1950-х в фотографиях: самые интересные события
Москва 1960-х в фотографиях: самое интересное советское десятилетие
Москва 1970-х в фотографиях: любимое десятилетие для многих
Москва 1980-х в фотографиях: ностальгия по былому
Москва 1990-х в фотографиях: вспоминаем самые важные события
Путешествие в Москву 2000-х: парковки в три ряда, вездесущая реклама и печальные события
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!