Найти тему
Илья Ходаков

Что нужно, чтобы увеличить прибыль?

Когда я начинал заниматься своим делом, я все время задавал себе вопрос: как в маркетинге и бизнесе в целом принимать решения с большей вероятностью правильно, от чего отталкиваться. Ведь не всегда удаётся угадать или придумать или набрейнштормить решение, даже когда у вас очень экспертная команда. 

Постепенно я находил инструменты и подходы, и собирал их в копилку. На сегодняшний момент я выделил для себя три подхода - формулы/концепции, которые помогают правильно принимать решения, или как минимум определять правильный вектор для принятия решений. Дальше опишу эти три формулы, наиболее общие, полезные и применимые для обоснованного принятия решений в бизнесе. Разделю их по уровням. 

1️⃣ Базовый. Общая простая формула, которая тем не менее позволяет успешно управлять бизнесом и принимать решения, основываясь на данных. Можно считать для всего бизнеса в усредненных значениях или в разрезе каналов трафика или продуктов, к другим подходам это тоже относится. 

Если вы до этого момента работали по наитию, так сказать, и ничего не считали в своем деле, то сделайте это прямо сейчас.

R = L × C × P × Q

R (revenue) – выручка;

L (Leads) – количество потенциальных клиентов (лидов);

C (Conversion) – конверсия, коэффициент, с которым лиды превращаются в купивших;

P (Price) – средний чек, сколько клиент платит за одну покупку;

Q (Quantity) – количество сделок, которые клиент совершает за конкретный период времени (месяц, год). 

2️⃣ Масштабируемый (стартап). Подход расчёта юнит-экономики. Юнит-экономика даёт ответ всего на один вопрос: зарабатываем ли мы на одной единице товара — юните — или не зарабатываем, можно ли масштабировать юнит или нет.

При расчёте мы смотрим на два главных показателя:

1) сколько денег мы потратили, чтобы продать юнит

2) сколько денег с продажи юнита мы заработали

Когда мы зарабатываем на юните больше денег, чем тратим на его продажу, тогда у нас прибыльная бизнес-модель. 

Формула кажется легче, но она вариативна для каждого бизнеса, а метрики раскладываются на составляющие. Расчет ведётся относительно условного юнита. Юнитом в бизнесе может быть что угодно: клиент, товар, сделка, площадь, период и пр. Метод этот необходим в бизнесе/стартапе, который вы собираетесь масштабировать. Хорошо подходит для планирования показателей - какие они должны быть, чтобы бизнес был прибыльным. 

В рунете первые авторы по этой теме Илья Красинский и Даниил Ханин. Сокращения и обозначения в их методологиях немного разные, но суть одна. 

Юнит экономика подходит больше для диджитал бизнесов. 

3️⃣ Абсолютный. Подход агентства Paper planes Ильи Балахнина. Илья называет его формулой прибыли. 

Максимально детализированный подход к анализу и управлению бизнесом. Позволяет управлять как стратегией роста, так и стратегией эффективности.

Не все метрики удаётся посчитать сразу и правильно, иногда это и не нужно. Но чем больше мы собираем данных о своем деле, тем проще принимать решения и отсекать лишнее.

Больше подробностей в телеграмм канале https://t.me/il_kho, там же можно скачать таблицы с формулами и примерами по всем трём подходам.