Найти в Дзене

Святочные обычаи

Святки, или "святые вечера", - это дни от Рождества Христова до Крещения, т.е. с 7 по 19 января. 6 января завершался длительный Рождественский пост, снимались все ограничения в пище и веселье. Молодёжь в эти дни устраивала игры и пляски на улице, гадания, уцелевшие с языческих времён. И хотя православная церковь этот обычай не поддерживала, но и сурово за него не карала, ведь святочные забавы – вековая традиция русского народа. В святках слились воедино языческий зимний праздник Коляда и христианские Рождество и Крещение. В святки молодёжь каталась на санях, развлекалась, колядовала, затевала скоморошины. Кроме колядок, визитов ряженых есть ещё одна традиция. О ней рассказывал Жуковский в балладе “Светлана”: Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой. Гадали во всё время святок, но особенно правдивыми считались гадания в "

Святки, или "святые вечера", - это дни от Рождества Христова до Крещения, т.е. с 7 по 19 января. 6 января завершался длительный Рождественский пост, снимались все ограничения в пище и веселье. Молодёжь в эти дни устраивала игры и пляски на улице, гадания, уцелевшие с языческих времён. И хотя православная церковь этот обычай не поддерживала, но и сурово за него не карала, ведь святочные забавы – вековая традиция русского народа. В святках слились воедино языческий зимний праздник Коляда и христианские Рождество и Крещение.

«Святки» — художник Алексей Транковский
«Святки» — художник Алексей Транковский

В святки молодёжь каталась на санях, развлекалась, колядовала, затевала скоморошины. Кроме колядок, визитов ряженых есть ещё одна традиция. О ней рассказывал Жуковский в балладе “Светлана”:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой.

Гадали во всё время святок, но особенно правдивыми считались гадания в "страшные вечера". В этот вечер особенно неистовствовала нечисть. Святки – это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением. Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами».

Картина художника Юрия Сергеева
Картина художника Юрия Сергеева

По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали о будущем, судили по приметам о погоде. «Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Бог открывает врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество. Но недолго гулять нечистой силе - настанет день Крещения Господня, а с ним и Святкам конец. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».

Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья.

Излюбленным занятием молодежи были гадания:

  1. Ходили "слушать" за деревню, на перекресток дорог, в какой стороне залает собака - туда и замуж идти.

2. Подслушивали под окнами: если ругаются - в плохой дом выйдешь замуж, смеются - в хороший.

3. Гадание с петухом. Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба, ножницы, монетки, зеркало, миску с водой. Вносили петуха и смотрели, что петух клюет: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы - будет жених портным, монетки - к деньгам, клюет зеркало - будет муж щеголь, пьет воду - будет муж пьяница.

«Святочные гадания» — художник Константин Маковский
«Святочные гадания» — художник Константин Маковский

4. Собрав от веника прутиков, кладут их сложенными вроде мостика под подушку. Та, которая кладет такой мостик, ложась спать приговаривает: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Суженый если явится во сне и переведет через мост, значит быть замужем в этом году.

5. Растапливали воск и лили его в холодную воду. Затем доставали «блинчик» и смотрели, какой рисунок получился с другой стороны. По сюжету, запечатленному в воске определяли свое будущее.

Не пугайтесь, если на пустой, ночной улице кто-нибудь спросит ваше имя. Оно нужно для того, чтобы узнать имя своего суженого или суженой.

6. Страшным, но "самым верным" считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такие высматривания суженого не каждая девушка.

«Вечорницы» — художник Илья Репин
«Вечорницы» — художник Илья Репин

Кроме танцев, песен и гаданий любимым развлечением на посиделках в дни святок являлись так называемые игрища. Как правило, их затевали деревенские парни, желая развлечь девушек. Например, игра в голосянку. Суть ее в следующем: на посиделках какой-нибудь бойкий парень выходит на середину избы и громким голосом произносит:

Ну, давайте-ка, ребята,
Голосянку тянуть.
Кто не дотянет,
Того за волосы-ы-ы-ы!..

И парень, а за ним и все другие начинают тянуть это «ы» до бесконечности. Посетители же всячески стараются рассмешить участвующих в игре и тем заставить прервать звук «ы». «Эй, ты, Егорка, лопнешь! – кричат они какому-нибудь парню, - смотри, как шары-то выпучил!» - Окрики эти сопровождаются обыкновенно самым заразительным смехом, и потому Егорка, не удержавшись, в конце концов расхохочется и прервет звук «ы». Тогда на него наскакивает целая толпа и теребит за уши, за нос, за волосы. Азарт при этом бывает так велик, что теребят даже не участвующие в игре.

С посиделок молодежь расходилась далеко за полночь. Но так как веселое настроение, поднятое танцами и играми, сразу не проходит, то парни обычно не идут по домам спать, а продолжают шалости на улицах.

«Колядование» — художник Сергей Васильковский
«Колядование» — художник Сергей Васильковский

Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи было заваливанье ворот деревенским хламом: дровами, бревнами. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так заваливали все выходы их избы, что утром хозяева могли очутиться как в плену и нередко не могли выбраться до самого вечера. Ребята могли в шутку приморозить дверь, своровать сани и скатить их под гору или докучать хозяевам стуком.

Иногда, для большей потехи, парни взбирались на крыши заваленных изб и выливали в трубу ведро воды, после чего хозяева, как очумелые, носились по избе и звали на помощь.

Кроме озорных выходок парни затевали и игры, среди которых самыми популярными были хороводы. Строптивым девкам, которые отказывались на вечорках танцевать, на Руси “ставили градусник” – кидали головой в сугроб.

Гадали обычно после захода солнца, а лучше - ночью. Что бы вам ни выпало, помните — хорошее сбудется, а в плохое верить вообще не стоит!

Статья в нашей группе ВКонтакте: https://vk.com/@tradition_pleseck-svyatochnye-tradicii