Часть 34
Автовокзал Калининграда, с которого отправляется огромное количество автобусов во все концы Калининградской области, архитектурным шедевром не является – типичный продукт советской эпохи.
Чего не скажешь о Южном железнодорожном вокзале, который находится буквально рядом.
Железные дороги шли из Кёнигсберга в разных направлениях, но главного вокзала в городе не было – каждое направление обслуживалось своим небольшим вокзалом, одним из которых был и Южный вокзал, построенный в середине XIX века.
В 1910 году стало очевидно, что город очень разросся. Именно в связи с этим вальные укрепления Кёнигсберга утратили своё прямое назначение, но это были не все перемены – транспортная система города тоже нуждалась в срочной модернизации.
Поэтому Кранцевский и Земландский вокзалы были заменены новым, более современным и вместительным Северным вокзалом,
а Восточный и Южный вокзалы – новым Главным Южным вокзалом.
Идея его строительства появилась ещё в 1896 году, но конкретные очертания план обрел только к началу Первой мировой войны.
В итоге сооружать вокзал начали только в конце 1919 года, но послевоенная Германия стала не самым богатым государством, поэтому строительство затянулось на 10 лет.
Тогда же между двумя вокзалами была построена соединительная железная дорога, проходившая по двухъярусному мосту через Преголю.
Мимо Северного вокзала я прошла, даже не обратив на него внимание – его здание, хоть и восстановленное после Второй мировой войны в практически довоенном виде, давно уже не используется по своему прямому назначению. До конца 90-х годов прошлого века там был Межрейсовый дом моряков, позже в нём разместился Калининградский деловой центр, помещения которого сдаются в аренду различным фирмам и организациям.
А вот Южный вокзал меня заинтересовал своим довоенным видом – вообще в Калининграде любое здание из красного кирпича выглядит интересно и многообещающе. Даже если в нем не находится музей или еще что-то в этом роде.
Говорят, что фасад здания вокзала, который выходит к поездам, гораздо красивее. Не знаю, не видела – я в сам вокзал не заходила.
Остановки для городских трамваев перед зданием вокзала были изначально и эта традиция сохранялась аж до 2010 года, пока не был ликвидирован последний трамвайный маршрут до Южного вокзала.
А вообще трамваи в Калининграде еще есть, я упоминала об этом.
Кстати, именно с этого вокзала в 1945 году ушел последний поезд на Берлин. Очевидцы утверждали, что зрелище это было жуткое – люди создавали в вагонах ужасную давку, которую пережили не все. Старая севастопольская шутка про транспорт до появления топиков: «Главное влезть, а там уже утрамбуемся», приобрела бы здесь мрачный и кровавый смысл.
Ну а потом вокзал взяли штурмом наши огнеметчики, в результате чего все, что в этом здании могло гореть, было выжжено дотла. Чудом уцелела скульптура бога времени Хроноса, усмиряющего коней, расположенная на фасаде (кстати, это была работа нашего старого Светлогорского знакомого Германа Брахерта). Но это не стало для советской власти намеком на то, что ее неплохо бы сохранить.
После войны скульптуру заколотили досками и в таком ужасном виде оставили почти на двадцать лет… Но к сожалению, скульптура не была забыта – при установке на привокзальной площади памятника «Всесоюзному старосте» Калинину, скульптура, наверняка оскорблявшая советское представление о прекрасном, и напоминавшая большевикам, что всё в этом мире временно, включая и их самих, была безжалостно уничтожена. Вместо нее очень уместно был вляпан герб РСФСР образца 1936 года.
Но до этого печального события оставалось еще много лет, а пока что здание Южного вокзала стали использовать как съёмочную площадку, как, впрочем, и весь толком не восстановленный Калининград. Олег Янковский не раз вспоминал о том, что именно с Южного вокзала началась его карьера в кино – в кинофильме «Щит и меч», в котором Янковский дебютировал в роли эсэсовца, в первых кадрах действие разыгрывалось на железнодорожном перроне как раз разрушенного бывшего Главного вокзала Кёнигсберга.
В 2003 году вокзал был реконструирован без изменений его исторического облика, а в 2007 году комплекс зданий Главного железнодорожного вокзала получил статус объекта культурного наследия регионального значения.
Рядом с вокзалом находится маленькая Церковь Кирилла и Марии Радонежских (родителей преподобного Сергия),
воздвигнутая в 2011 году за один день в рамках всероссийского проекта акции «Семь храмов в семи городах за один день».
Чтобы не оскорблять чувства верующих, я промолчу, и оставлю свое мнение о таких «акциях» при себе.
А я продолжаю свою прогулку по Калининграду, где старинная архитектура
и покрытые брусчаткой улицы
перемежается с современными проспектами
и торговыми центрами.
Недалеко от вокзала находится кирха Святого семейства. Вернее, уже не кирха.
Построена она была в начале XX века в неоготическом стиле.
Неудержимая динамика, устремленность в небеса, в сочетании с «земной» основательностью объемов придают ей неповторимое очарование.
Источник - информационный стенд рядом с бывшей кирхой
Во время войны здание использовалось как полевой госпиталь. В результате бомбардировок и уличных боев здание достаточно сильно пострадало – хоть плотная жилая застройка и защитила основную конструкцию, но башня и внутреннее убранство практически не сохранились.
В послевоенные годы церковь использовали как склад удобрений, что, естественно, сказалось на её состоянии, а реставрация кирхи началась только в 1970 году и продолжалась в течение 10 лет. Но восстановили ее, разумеется, не как культовое сооружение – хоть в процессе реконструкции бывшая кирха и обзавелась органом, она превратилась в Калининградскую областную филармонию, рассчитанную на 400 человек.
Концертный зал Калининградской филармонии обладает великолепными акустическими свойствами. Создается впечатление, что звук может рождаться здесь сам по себе. Этот эффект усиливается благодаря выразительным и точно найденным пластическим штрихам интерьера.
Источник - информационный стенд рядом с бывшей кирхой
На фасаде филармонии размещена мемориальная доска В.В. Денисова, председателя горисполкома Калининграда.
Судя по датам его «правления», именно он внес наибольшую лепту в возрождение здания.
Восстановленному зданию полностью вернули его исторический облик,
только вместо готической розы на башню поместили куранты.
Неизвестно, совпадение это или нет, но еще в 1939 году при кирхе планировалось открытие класса игры на органе, на который записалось 8 мальчиков. Однако им так и не было суждено стать музыкантами – все они стали солдатами и погибли на войне. Почему-то мне кажется, что это был такой тактических ход по выявлению тех, кто вместо службы в армии предпочитал музицировать.
Рядом с кирхой-концертным залом сохранилось достаточно много домов старинной застройки.
Очень забавно выглядит один из них – одну сторону оштукатурили, а другая осталась в первозданном кирпичном виде.
Было бы любопытно узнать историю, стоящую за таким ремонтом. Могу отметить только тот факт, что кирпичная сторона повернута к кирхе.
Возможно, дело именно в нежелании разрушать целостный ансамбль.
А еще неподалеку от кирхи расположено здание общинного дома «Хаберберг», построенное в 1911 году.
В те времена оно располагалось на окраине Хабербергского кладбища, хоронить на котором начали аж в 1537 году, но от которого не осталось ныне даже воспоминаний – всё застроено.
В общинном доме располагались два зала для конфирмирующихся и офис священника, а также квартиры священника, дьякона, церковного служки и двух общинных сестер.
В ходе боевых действий здание серьезно пострадало, но было восстановлено и сейчас является объектом культурного наследия муниципального значения. В настоящее время здесь располагается детский сад.
А я постепенно приближаюсь к географическому центру Калининграда.
Особенно это заметно по возросшему количеству торговых центров. Некоторые построены в современном стиле,
а некоторые используют довоенные постройки.
И ни в тот, ни в другой меня не тянет зайти – я и так не любительница по магазинам бродить, а тратить на них время в новом для меня городе тем более нет желания.
Я лучше пройдусь по еще одному парку,
который выводит меня прямо на площадь Победы.
Как я уже упоминала первоначально эта площадь носила название Ханза-Плац и для ее устройства были в 1912 году снесены Трагхайимские и Штайндаммские ворота. Как вы помните, средневековый Кёнигсберг входил в Ганзейский союз. Правда, к моменту наречения площади в его честь, этот союз уже примерно лет 400 как не существовал, но для восстановления памяти о былом торговом могуществе на Ханза-Плац был построен комплекс павильонов Восточной ярмарки.
После прихода к власти нацистов она была переименована в честь тогдашнего германского лидера, а после войны получила название площадь Победы.
В честь смерти Сталина на площади был водружен памятник «отцу народов», простоявший всего пять лет, после чего он был заменен на памятник Ленину. Странно, что не Хрущеву – разоблачителю культа личности, хотя это было бы чересчур эпично. Новый памятник здесь тоже как-то не прижился – в 1996 году рядом с площадью началось строительство Храма Христа Спасителя,
на фоне которого Ленин смотрелся несколько сюрреалистично.
И вообще в преддверии 750-летнего юбилея Калининграда площадь была капитальным образом реконструирована, так что вместо памятника Ленину была установлена Триумфальная колонна наподобие Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
Храм на этом месте, разумеется, не имел длительной истории, зато был символом стремлений православных верующих Калининградской области.
Ведь в те времена в Калининграде не было ни одного истинно православного храма, а открывшиеся приходы действовали в стенах немецких культовых сооружений, которые нуждались в реставрации.
И вот, в день празднования 10-летия православия на калининградской земле, был заложен первый в городе храм, спроектированный в соответствии с канонами русского православного зодчества.
Окончание следует...
#Калининград
#история
#путешествия
#экскурсии