Сегодня уничтожается не только память города, но и рабочие места. Если раньше из ближайшего Подмосковья люди ехали на работу в Москву, то сегодня власти делают так, чтобы москвичи на работу ехали в Подмосковье. Москва становится городом только для богатых и избранных и для их обслуги. Город денег без тепла, души и памяти – это ли будущее, которое заслужили москвичи?
Перенести можно при желании даже на луну, а Москва с чем останется?
В 2004 г. в планы московской мэрии входила застройка площадей трамвайного депо и фабрики под жилые, офисные и гостиничные здания. Московские кондитерские фабрики: Большевик, Красный октябрь, Рот-фронт и Ударница планировалось перенести в Подмосковье.
Когда в 2004 г. хотели закрыть депо, работницы «Ударницы» уже тогда были озабочены судьбой фабрики. Так и говорили: «Сегодня закроют депо – завтра фабрику!», «Если сегодня закроют «Ударницу» – завтра закроют депо». И когда рабочие из депо собирали подписи с требованием к московским властям оставить трамвайное депо в покое, работники фабрики поддержали рабочих, поставив также свои подписи, как впрочем, и неравнодушные горожане Москвы.
Озабоченность работников «Ударницы» не была беспочвенной. Рядом с фабрикой с нарушением санитарных норм началось строительство жилого комплекса «Созвездие Капитал». Первый дом был сдан в эксплуатацию уже в 2006 г. Этажи зданий буквально нависают над территорией фабрики. ООО «Ударница» в лице директора Т.В. Ананьевой проиграла все суды. Представители, в виде санитарных служб, московской администрации и строительной компании приходили не один раз на территорию фабрики замерять шумы. И уже тогда возникал вопрос к властям: «А вы не знали, что рядом с фабрикой жить очень шумно и дым коптит?» Почему в советское время была вокруг промышленных объектов «санитарная зона», которую никто из строительных компаний не нарушал?
У каждого времени и места есть свои легенды. Так, и на «Ударнице» тоже есть такая легенда. И сегодня просмотрев фильм знаменитого Леонида Гайдая «Напарник» мне вспомнилась история, связанная с сюжетом этого фильма.
Советская власть перевоспитывала «не очень хороших» граждан, мягко говоря. Да, в фильме речь шла только о мужчинах, а о женщинах ни слова. Но, в советское время в правах были все равны – и мужчины и женщины. И возникает вопрос: «А женщинам 15 суток давали?» Ответ будет утвердительным: «Да». В качестве такого исправления для женщин была московская фабрика, вернее один цех – пастильный. Тяжёлое производство пастилы – не женский труд. Я говорю только об одном начальном цикле – резка. Чего греха таить? Самая большая текучка была именно оттуда. Каждый день приходила новая работница, и каждый день кто-то увольнялся. Тогда в то время вопрос решался кардинально просто – фабрика давала заявку. И вот представьте себе, что одна такая «озорная и заводная» нашла своё призвание здесь. И начала она свой светлый путь вверх по карьерной лестнице от простой рабочей до мастера цеха.
С чего начиналась ОАО «Ударница»?
13 декабря 1862 г. учредителями Торгового Дома, которыми были московский купец I-ой гильдии Дмитрий Семёнович Карнеев и московский купец III-ей гильдии Викентий Иванович Горшанов, была приобретена собственность в Москве на ул. Шаболовка – земля в размере 5870 кв. саженей. На ней было начато строительство будущего пивоваренного завода «Карнеев, Горшанов и Ко», который просуществовал до 1929 г.
29 августа 1864 г. пивоваренный завод на Шаболовке начал выпускать свою продукцию, и был известен далеко за пределами Москвы. Например, пиво, фруктовые и искусственные минеральные воды разных марок поставлялись Двору Его Императорского Величества.
Во время антиалкогольной компании в 1929-1930 гг. заводские цеха прекратили выпуск пива и были переоборудованы под выпуск кондитерских изделий. Официальным рождением кондитерской фабрики «Ударница» считается 1929 г.
В 1933-1938 гг. «Ударница» начала выпуск сладких изделий: «пастила ванильная», «зефир классический», «зефир в шоколаде» и «лимонные и апельсиновые дольки».
1941 г. внёс коррективы в производство фабрики: пастильный цех перешёл на выпуск концентратов для нужд Советской Армии; в одном из цехов был налажен выпуск ящиков для патронов и снарядов. И только в небольшом мармеладном цеху продолжался выпуск сладкой продукции в небольших объёмах. С 1946 г. фабрика начала увеличивать выпуск кондитерских изделий и только к 1950 г. был достигнут довоенный уровень выпуска продукции.
Как жила фабрика в советское время и не только
Мало кто знает, что продукция фабрики шла не только на внутренний рынок СССР, но и на экспорт. Кроме самих работниц-ветеранов труда, к сожалению, уже мало кому известны такие названия, как «Зефир сливочный», «Зефирные грибы», «Бананы в шоколаде» и многое другое.
В советское время расширялся ассортимент сладких изделий, совершенствовались технологии, закупалось новое оборудование, в основном из Германии. Появились новые производственные линии: на линии «Кадэма» выпускался знаменитый в СССР мармелад «Яблонька в шоколаде», а на линии «Лёш» был налажен выпуск пастилы в шоколаде «Сластёна». В сложные 90-е годы фабрика не свернёт своё производство, а будет наращивать ассортимент выпускаемой продукции, и будет стремиться к сохранению старого рабочего коллектива. Особенно хочется отметить старое постсоветское руководство, возглавляемое тогда директором Борисом Рыскиным. Фабричные работницы «за глаза» называли его «красный директор». В эти же годы на фабрике ещё выдавалась «знаменитая» тринадцатая зарплата и её получали все, даже мамочки в декрете, мамочки с детьми и не рабочие пенсионеры.
Тогда ещё думали о слаженном и сплочённом рабочем коллективе. Фабрика имела в своём активе детский сад с пятидневкой и летний пионерский лагерь. Как было удобно: в понедельник мама едет на работу и ребёнка по пути отводит в садик. В моей бригаде работала коллега, которая до сих пор вспоминает, как было хорошо. Во время обеденного перерыва можно было сбегать в детсад, проведать любимое чадо и гостинчик занести. В пионерском лагере – повара и пионервожатые были свои. Ещё на территории фабрики была «детская комната», которая начинала работу рано утром и заканчивала поздно вечером. Тоже было очень удобно – не надо было родителям ломать голову, куда деть маленького ребёнка. Например, если ребёнок долго болел, а детский доктор маме закрыл больничный лист, и ребёнка рекомендует ещё недельку или день-другой подержать дома. Ребёнок маленький и один дома оставаться боится, да и родителям тоже тревожно. Или когда осенне-весенние каникулы, а бабушки и дедушки проживают далеко и надо с работы отпрашиваться, чтобы ребёнка к ним привести. И ещё плюс от этой «комнаты ребёнка» заключался в том, что малыша приводили в гости к маме на её рабочее место. Ребёнок видел, как работает его мама и как зарабатывается рабочая копейка. Ну, а про сладости – «ешь, сколько влезет» и ещё бесплатная экскурсия по фабрике как дополнительный штрих. Вся эта идиллия закончилась с уходом старого советского руководства и с приходом нового «прогрессивного демократического» веяния. Наши новые господа-либералы и демократичные директора так думают о нас…, что мы с ностальгией вспоминаем старую советскую систему!
Советское фабричное руководство стремилось не только открывать новые цеха, но и сохранять старые исторические памятники и бережно относилось к имуществу, доставшемуся в наследство. Даже когда приходилось модернизировать производство, старались сохранять историю для следующих поколений. Жалко, что ни сами москвичи, ни гости столицы не могут видеть красоту старинных зданий, облицованных красным кирпичом. Будет просто очень жалко и несправедливо, если Москва в недалёкой перспективе лишится этих зданий. В подтверждение сказанному можно вспомнить, что на одном из собраний акционеров прозвучала пламенная речь одного из директоров ОАО – Т. Ананьевой, что оборудование для производства пива цело от котлов до стеклянных труб, и если она (царица) захочет, то может начать производство пива, как в старые добрые досоветские времена. Ремонтники подтверждали слова директрисы, что и в самом деле в подвальных помещениях старых цехов ещё есть стеклянные трубы, по которым разливался когда-то волшебный напиток по бутылкам.
Сколько ещё простоит фабрика на своём старом историческом месте? История чужого города никому не нужна и не интересна. Только деньги, личная выгода управляющих в московской мэрии и бизнес сегодня правят бал. К сожалению, убирается и уничтожается память и преемственность поколений. Скоро нечего будет показывать подрастающим москвичам и нельзя будет сказать: «Здесь работала твоя бабушка! А там работал твой дедушка…».