Легкий жанр мюзикла у Сколы совсем не легкий. В каждом эпизоде есть историческая линия, главное событие. И оценка его героями. В дансинг приходят мужчины и женщины и их существование в предлагаемых обстоятельствах ограничено танцем и мимикой. Диалогов с текстами в фильме нет. Есть разговор телом, жестом. Поэтому этот фильм надо смотреть, не отвлекаясь от экрана. Очень визуальное кино. И философское. И ироничное.
Старое доброе, визуальное
Несмотря на то, что дата выхода фильма – 1983 год, кино смотрится современно. Потому что вечное (любовь, нелюбовь, предательство, верность, милосердие, сострадание, душевная щедрость, смелость, трусость и т.д.) остается с человеком. И не важно, какая музыка звучит. И какой танец в моде.
А то, что картинка полностью соответствует кино 80-х, - фильм снят без современных электронных наворотов, с нескольких камер, старыми добрыми операторскими приемами (крупные планы, панорамы статичные и подвижные, карусели и т.п.), - вызывает некоторую ностальгию по кино того времени. Оно какое-то настоящее кино, а не компьютерный мультик, что часто предлагают в последнее время.
И удивляешься, как это приятно смотреть! Картинка яркая, красивая, динамичная.
Театр и кинематограф в дуэте
Киносценарий сделан из пьесы-мюзикла. Автор – Жан-Клод Пеншен. Театральность происходящего, скорее всего, одна из причин, почему это кино завораживает. «Смешение» видов искусств – кино и театра тут органичное и полное.
Совершенно благосклонно принимается театральное «единство места и действия». Все остальное – военные конфликты, бунты и прочая история, происходит вне дансинга. И туда, «вовне» зритель не стремится. То, что происходит на танцполе – главное.
Актеры должны играть в таком кино очень по-театральному. Они и играют. Чуть нарочито, преувеличено. Лицом и жестом. Текста-то в фильме нет. Но актерам помогает костюм. И музыка с танцем.
Удивительно, что фильм получил «Оскара», как лучший фильм на иностранном языке. Вот так бывает.
Танец, но не хореография. Под музыку без единого стиля и времени
Удивляет, что танец в «Бале» «не хореографичный». Нет отточенного жеста, как у вышколенных выпускников балетной школы. Люди танцуют просто. Как умеют и порой откровенно некрасиво. Но именно через такую подачу танцев – вальса и танго, пасадобля с зумбой, рок-н-ролла с полькой и рождается образ времен. И характеров.
В танце мы видим нежных простушек, страстных героинь, очаровательных травести. А также чувствительных героев, робких принцев и добрых самаритян. В эпизодах не все персонажи повторяются, только те, чья история имеет развитие и продолжение. В каждом эпизоде зрителю приходится знакомиться с каждым героем заново. Кроме Бармена, так как от его лица ведется повествование.
Есть и отрицательные персонажи. Их несколько. Но самый яркий – Мсье Монпасье (пардон, имя придумала автор статьи, а не сценарист). Он всю картину – на полусогнутых, ему даже шляпа не помогает выпрямиться. Танцевальное сообщество справедливо изгоняет его из своего круга. Но живуч! Не зря авторы фильма «протягивают» персонаж стукача-шпиона-предателя через все эпизоды.
Через музыку зрителю показывают «бег времен» и смену исторических реалий. Композитор Владимир Косма для каждого эпизода аранжировал известные мелодии и написал специальный саундтрек. От грустной скрипочки и уютного французского аккордеона до безбашенного рок-н-ролла – музыкальная палитра фильма бесконечна. Как сама жизнь, как сама любовь.
Удивительно, что со всем этим карнавалом мелодий, ритмов и звучаний примиряет бессмертное битловское – ай лав ю, ай лав ю, Мишель! И в фильме снимается «градус агрессии», жизнь немного успокаивается, зрителя возвращают в родные 80-е, как домой.
Типажи с киноэкрана
Любовь к кинематографу и мягкая ирония Сколы - в типажах. Он будто призывает зрителя смотреть и видеть. Через девушку в очках, которую никогда никто не приглашает и она скучает за столиком. С журналом о кино. Что она там прочитала? Скорее всего, киноисторию. А зритель, который любит кино без особых проблем увидит в «Бале» самых разных киногероев всех времен и народов.
Это Чарли Чаплин - Бармен, Марлен Дитрих - девушка с журналом, Далида – страстная блондинка, которая кусается, Элизабет Тейлор – строгая дама в костюме. Танцуют Мастрояни с Джульеттой Мазиной – бальная пара, Джинжер и Фред. Бродит с сигарой и в плаще Жан Габен.
Таким простым приемом Скола «стирает» границу между экраном и жизнью. У него получается, что кино – это жизнь, а жизнь – кино. И такое кинематографическое осмысление человеческой истории и ирония – центральное ядро художественного метода Этторе Сколы и главное удивление фильма.
На Я. Музыке есть целый альбом музыки из фильма "Бал". Потрясающее настроение! Как в Париже!
А если статья про кино понравилась - поставьте лайк! Пусть люди читают и смотрят хорошее кино. Спасибо за прочтение. Подписывайтесь.