Найти в Дзене
Алексей Ярыгин

Интерактивное кино придумали чешские коммунисты

С развитием технологий, зритель все больше становится активным участником шоу: интерактивное кино, иммерсивные спектакли. И пионером в этой области был вовсе не Голливуд, а Чехословакия. Все началось в 1967 году на выставке «Экспо» в Монреале. Чешский режиссер Радуз Чинчера представил 45-минутный фильм «Человек и его дом». В первом кадре у главного героя горит квартира. Из серии флешбэков зритель узнает, что к этому привело, и может попробовать изменить ситуацию. Во время просмотра, он должен нажимать на зеленую или красную кнопку на своем сиденье. Голливудские продюсеры мечтали купить права на эту технологию, но чешская компартия была непреклонна. Фильм показали еще на нескольких выставках и забыли про него. Прошло 33 года, прежде чем желание зрителя стать «соавтором киноистории» было реализовано еще раз. В 2000 году четыре известных датских режиссера Томас Винтерберг, Сёрен Краг-Якобсен, Кристиан Левринг и Ларс фон Триер создали телепроект «День-Д». Это была история про четырех герое

С развитием технологий, зритель все больше становится активным участником шоу: интерактивное кино, иммерсивные спектакли. И пионером в этой области был вовсе не Голливуд, а Чехословакия.

Все началось в 1967 году на выставке «Экспо» в Монреале. Чешский режиссер Радуз Чинчера представил 45-минутный фильм «Человек и его дом». В первом кадре у главного героя горит квартира. Из серии флешбэков зритель узнает, что к этому привело, и может попробовать изменить ситуацию. Во время просмотра, он должен нажимать на зеленую или красную кнопку на своем сиденье.

Голливудские продюсеры мечтали купить права на эту технологию, но чешская компартия была непреклонна. Фильм показали еще на нескольких выставках и забыли про него. Прошло 33 года, прежде чем желание зрителя стать «соавтором киноистории» было реализовано еще раз.

Ларс фон Триер и Томас Винтерберг (фото из открытых источников)
Ларс фон Триер и Томас Винтерберг (фото из открытых источников)

В 2000 году четыре известных датских режиссера Томас Винтерберг, Сёрен Краг-Якобсен, Кристиан Левринг и Ларс фон Триер создали телепроект «День-Д». Это была история про четырех героев, грабящих банк в новогоднюю ночь. Чтобы скрыть взрыв, они воспользовались городским шумом по случаю праздника.

Каждый режиссер отвечал за конкретного персонажа и свою сюжетную линию. В канун Нового Года эти истории одновременно крутили на разных каналах датского телевидения. Зритель с пультом в руках принимал решение, как соединить разрозненные сюжеты. Произвольно переключаясь между каналами, люди фактически «монтировали» собственный вариант фильма. В итоге, версий развития сюжета было столько же, сколько и самих зрителей.

Стивен Содерберг и Шэрон Стоун на съемках сериала "Мозаика" (фото из открытых источников)
Стивен Содерберг и Шэрон Стоун на съемках сериала "Мозаика" (фото из открытых источников)

В 2009 году Содерберг предложил HBO спонсировать съемки сериала-игры. Так появилась «Мозаика» с Шэрон Стоун. Это история об убийстве детской писательницы и иллюстратора Оливии Лейк. К картине прилагалось специальное приложение «Mosaic from Steven Soderbergh», сначала оно было доступно только для iOS, но позже и для Android. В приложении можно было самому выбирать варианты развития событий и получить желаемую концовку детективной истории.

Стивен Содерберг – известный новатор, как режиссер он находится в постоянном поиске новых форм. Ему быстро становится скучно, он ищет альтернативные варианты. Любит всякие технологические примочки. Пару своих фильмов он вообще снял на айфон («Не в себе» и «Птица высокого полета»).

Содерберг за работой  (фото из открытых источников)
Содерберг за работой (фото из открытых источников)

Я не сомневаюсь, что в ближайшие годы он придумает еще что-нибудь нестандартное. А вам нравятся интерактивные фильмы? Смотрели «Мозаику» с использованием приложения?

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.