Пробираясь ранним утром сквозь замерзшую лесную чащу, группа охотников обнаружила следы, ведущие на просторную поляну, где паслись благородные олени. Приготовившись атаковать, охотники заметили на другом конце поляны крупный силуэт, который быстро приближался к дичи. Это был пещерный лев. В одно мгновение он совершил бросок в сторону стада и выхватил молодого самца, находящегося с краю. Жертва была обречена – ее шея плотно лежала в зубах свирепого хищника, который придавил трепыхающегося оленя к земле. Охотники, ставшие очевидцами короткой схватки, были поражены мастерством прирожденного убийцы. Они принялись воспевать его быстроту и силу, пожелав быть похожими на могучего зверя. Так возник культ «человекольва», который стал одной из первых форм верования в Ориньякской культуре.
Разумеется, это всего лишь художественный вымысел, который не имеет никакого отношения к научным фактам. На деле, разговоры о генезисе первых религий принадлежат царству мифов и легенд. Это объясняется тем, что большая часть раннего исторического опыта человеческого вида приходится на период палеолита – дописьменную эпоху. Следовательно, установить хотя бы приблизительную датировку возникновения простейших анимических, либо тотемических верований без письменных источников не представляется возможным.
Назначение некоторых культурных артефактов, относящихся к среднему палеолиту (200 000 – 50 000 лет до н.э) можно интерпретировать, как культовое. Однако подобные теории являются спекулятивными и до сих пор не находят широкого научного одобрения. В пример можно привести академический спор, разразившийся по поводу гениталий у статуэтки человека-льва, обнаруженной в 1939 году в Германии: обсуждения велись по поводу вопроса о том, была ли у этого льва вагина или вялый половой член. Не известно, чем закончились данные диспуты, однако с уверенностью можно сказать лишь об одном – археологические свидетельства без письменного мануала затрудняют экстраполяцию точных представлений о первоначальном религиозном культе.
В стремлении узнать подробности жизни первобытных людей ученые инициируют этнографические наблюдения за современными группами охотников-собирателей (например, за меланезийцами и папуасами), после чего проводят аналогию между ними и первобытными сообществами. Данный подход считается сложным в своем воплощении и оспаривается некоторыми исследователями, однако он позволяет выявить ряд общих черт в контексте изучения первобытных религий. Так было установлено, что красная охра имела большое ритуальное значение не только для многих доисторических обществ, но и для современных охотников-собирателей.
Тем не менее, основной вопрос остается открытым: когда возникла первая религия? Если нет возможности установить точную датировку, то при каких условиях начало происходить оформление полноценных религиозных культов?
Эпоха верхнего палеолита (40 000 – 12 000 лет до н.э.) была временем бурного развития. Потеснив своих современников неандартальцев, Homo sapiens остались единственным видом рода Homo. Сложность каменных орудий росла, началось активное производство предметов искусства и декора. Появились каналы торговли, которые соединяли разбросанные по свету общины. С приходом верхнего палеолита мы начинаем иметь дело с впечатляющими художественными, религиозными, социальными и экономическими событиями в истории человечества.
Это период красивых многоцветных животных, нарисованных в дальних уголках темных пещер. Это период великолепной резьбы по слоновой кости и шедевров обработки кремня. Это период беспрецедентно богатых захоронений. Все эти артефакты являются феноменальными достижениями для людей, живущих за счет природных ресурсов, свидетельствами сложных ритуалов и первоначальных религиозных концепций. По словам Брайна Хайдена, автора книги «Шаманы, колдуны и святые: предыстория религии»: «Истинная религия явно появилась в этот период расцвета человеческой культуры». С этими словами трудно не согласиться.
#образование #наука #религия #религиоведение