Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Год прошёл - подведём итоги

Оглавление

Полковник Чечель

ВМЕСТО  ЭПИГРАФА

     Ваша доминирующая энергия в течение дня – любовь? Вы любите то, чем занимаетесь? Глядя вокруг себя, гуляя, ухаживая за своим телом, заботясь о близких, сколько любви вы можете почерпнуть? Ложась ночью спать, многие ли из вас БлагоДарят прожитый день за энергию и опыт? Как много из вас засыпает и просыпается с нежной улыбкой на лице?

     Энергия любви бывает попросту блокирована в вашей жизни, либо подменена на различные суррогаты. Отсюда и страдания, болезни, неудачи и плохое настроение. Любовь – это определённый стиль и образ жизни. Взращивайте её в себе бережно и мягко. Учитесь чувствовать и видеть любовь. Научившись – делитесь ею!!! Ибо любовь – это то, что невозможно раздать до конца. Чем больше её раздаёшь, тем больше она прибывает. Да прибудет с вами Любовь!!!

     Вот смотрите, друзья, с какими мыслями я проснулся – всё, что вы прочитали вверху, я услышал вчера в эзотерическом фильме «Что излучаете, то и получаете».

      Я только подумал 31 декабря:  «Надо Толю Полонского поздравить с днём рождения и подколоть, какой у него папа – снайпер – чтобы сына в армии никогда не поставили в наряд на новогодний праздник, он его,  родив в такой день, обеспечил  ему «железное алиби», как пришла СМС от самого Анатолия, где он поздравил нас с Ириной с наступающим Новым годом.  Немного удивившись, как быстро передаются иногда мысли на «тонком плане» людям, которых ты любишь и уважаешь, я отправил ответную СМС со своего простого кнопочного телефона, а Ира по моей просьбе отослала по вайберу музыкальный подарок, после которого я посчитал, что мой долг, как друга и бывшего командира полка лётчика-испытателя Полонского Анатолия Борисовича выполнен, и вопрос по его дню Варенья можно считать закрытым.

     Но, кто-то там «сверху» сказал: «Ты не прав, Вася -  забыл, как Анатолий вместе с испытателем Костей Калугиным три дня развлекали вас с бардом Константином Фроловым и пилотом СУ-24 на пенсии Игорем Ларьковым в гостинице «Полёт» аэродрома Чкаловский, чтобы вам было не скучно ждать самолёта, который должен был доставить вашу троицу на космодром Байконур для проводов твоего правого лётчика Юры Лончакова, которому в третий раз вдруг приспичило слетать в космос? И ведь ребята приходили в ваш  гостиничный номер не с пустыми руками, а по лётчистки, «затарившись». К тому же бард Фролов аж две общих тетради исписал, фиксируя «страшилки» и комические случаи из лётных будней пилотов-испытателей, в которые морской лёДчик Вася успевал вставить свои «пять копеек».

     А сколько я сразу  прикольных и переживательных  моментов вспомнил, услышав фамилию Полонский, начиная от встречи Нового года, будучи в чине майора в патруле на Невском проспекте города Ленинграда и заканчивая картиной, увидев которую волосы встали дыбом. Об этом эпизоде, пожалуй, стоит рассказать чуть подробнее. Представьте себе – Вы ведёте полк с задачей нанести условный РБУ по КУГ условного противника в районе острова Борнхольм в Балтийском море. (РБУ – это ракетно-бомбовый удар. КУГ – корабельно-ударная группа НАТО).

      Идём в боевом порядке – колона отрядов на трёхминутном интервале. Впереди только доразведчик погоды и цели, командир 3-ей АЭ подполковник Рыжков Сергей Константинович, который, взлетев на два часа раньше полка, выдал нам по дальней связи координаты цели. И впереди идёт четвёрка ТУ-16п, возглавляемая заместителем командира эскадрильи, майором Сергеем Антошкиным, которая должна постановкой активных и пассивных помех прикрыть наши боевые порядки. Интервал между ним и мной три минуты.  Все идут на одних эшелонах, на этом этапе полёта нам выделены 4200 – 4500 метров. Но обычно, если полёт визуальный, не в облаках, то отряды идут строем на нижнем эшелоне.

     В тоже время на ТУ-16 нет аппаратуры межсамолётной навигации, поэтому, если облака – полёт получается сложным, и выдерживание заданного боевого порядка – это процедура не простая, ответственная и полностью зависит от мастерства и уровня квалификации штурманов ведущих отрядов. В тот день погода была относительно простой – кучевая развивающаяся облачность, баллов 5-6, с верхним краем ниже высоты полёта, но отдельные шапки уже торчали до 6000 – 7000 метров. Ежу понятно, что мы их спокойно обходили и опять становились на ЛЗП (линию заданного пути).

     У этих учений была ещё одна особенность лично для меня. Я был на тот момент самым молодым командиром полка, из поставленных на должность в 1986  году, а потому Командующий ВВС БФ, Пётр Иванович Гончаров счёл необходимым на момент вылета прилететь на аэродром Остров – позывной Ирбит, (если мне не изменяет память), и находился на нашем КДП.

     «В общем, усё идёт по плану, Шеф», - передали мы ему по дальней связи, но когда развернулись на запад и легли на боевой курс, (учитывая, что мы сначала должны были пустить ракеты КСР-5 (тактически), а потом, долетев до КУГ, условно сбросить бомбы, путь на боевом курсе занимал более 300 км)) – оказалось, что на экранах локаторов вместо одной засветки от цели, их целых три, и все крупные. По какой бить – встал вопрос?

     У меня в памяти мгновенно возник пример, который нам с полковником Н.А.Мордоваловым привёл начальник штаба ВМФ СССР (тогда), адмирал Чернавин. Как командир дивизии в чине генерала на ТОФе, выполнявший аналогичный вылет, только составом двух полков, когда увидел, что целей вместо одной стало две, молча, не давая никакой команды командиру второй УГ (ударной группы), произвёл пуск ракет, из которых одна треть была в ядерном варианте, по северной цели. Но цель оказалось «ложной», (счас такие средства РЭБ, что создать дипольными отражателями большую засветку на экранах самолётных РЛС – не проблема).

     Вторая УГ выходит на рубеж пуска АКР, и  её командир, целый полковник, командир полка, принимает Решение, и ничего не уточняя у комдива, дабы режим радиомолчания не нарушить, (как они потом сами объяснили причину своей ошибки), производит пуск ракет тоже по «ложной» северной цели. В итоге, ракетный залп целой авиационной дивизии летит впустую.  «И вот я вас спрашиваю, тов. Командиры, - задал вопрос нам адмирал Чернавин, - мы зачем вас учим в академиях, даём звания и большие оклады? Чтобы вы так бездумно и тупо действовали? Ведь за такое выполнение боевой задачи во время войны командиров надо к стенке ставить».

     В общем, пришлось прямо в полёте менять схему удара, выдавая целеуказание ударным группам. Хорошо у меня штурман был толковый, однокашник по военно-Морской академии Александр Матвеич Иванов,  сразу всё посчитал и по палетке цели  выдал предложения, кому, по какой цели, производить пуск АКР, а именно: первые два отряда бьют по самой южной цели, вторые два отряда – по средней, третьи два отряда – по северной цели. Для чего второй и третий отряды отворачивали вправо, и каждый занимал  свой «Боевой курс». Всё вроде «абге махт», со вводной справились, дальше – «семечки», осталось выполнить то, к чему мои экипажи готовы. Сам – весь внимание, чтобы мгновенно выполнить любую команду штурмана. Хотя самолёт летит на автопилоте, и все действия отработаны до автоматизма, но мало ли.

     Мысленно радуюсь, что шапка мощной кучёвки остаётся справа, мы её не задеваем, как вдруг из-за неё выскакивает четвёрка ТУ-16 и на нашем эшелоне проносится  прямо перед  нами справа – налево. Буквально секунд через десять мой отряд проносится по их месту с попаданием в их спутную струю. Меня буквально на секунду пронзил страх. Я сразу понял свою ошибку. Выдав ЦУ (целеуказание командирам все ударных групп), я забыл про постановщиков помех, посчитав, что «ежу понятно» - отряд Антошкина должен идти через самую южную цель. Но у Серёги была своя логика. Он почему-то посчитал, что должен пройти через все три цели. Отвернул вправо, чем, удлинив себе путь, съел эти три минуты, на которых он шёл впереди, и это просто чудо, что мы – семь экипажей не сошлись в плотном строю в одной точке. Ведь ракеты мы условно пустили с дальности около 300 км, а сейчас, проходя над КУГ, отрабатывали  условное  (тактическое бомбометание) по ведущему.

      Вы спросите, а при чём тут командир корабля Полонский, с которого я начал этот рассказ? А вот при чём - согласно поставленной задаче и условиям учений весь полёт  должен был осуществляться в режиме полного радиомолчания, запуск двигателей по зелёной ракете, и лишь  на четвёртом развороте каждый командир корабля был обязан доложить о выпуске шасси, а при проходе дальнего привода  запросить посадку.

      По плану я взлетал первым, за мной полк.  По зелёной ракете, молча, запустили двигатели, вдруг в эфире я услышал голос Полонского, он назвал мой позывной, а затем доложил: «345, не идёт правый двигатель». Я ему в ответ выдал только одно слово: «На резервный». Я не знал, успел экипаж Анатолия перебежать на резервный самолёт или нет. Взлёт полк должен был осуществить в строго в назначенное время, ждать никого времени не было. Зрелище, я вам скажу впечатляющее:  около 30 самолётов с минутным интервалом в режиме полного радиомолчания выруливают на полосу и взлетают. Сбор  самолётов в отряды и ударные группы  за облаками осуществлялся «на петле», и далее все группы на трёхминутном интервале шли в район цели, которую изображали корабли Балтийского флота. Так называемая КУГ (корабельная ударная группа), которую мы должны были «уничтожить» ракетно-бомбовым ударом.

        Режим радиомолчания  соблюдался неукоснительно, но  не в ущерб безопасности полётов. Поэтому чаще всего до цели летели, молча, а потом приходилось выходить в эфир, чтобы избежать схождения самолётов в воздухе… 

     Пришли домой. На четвёртом развороте и при проходе ДПРМ я, как и положено, вышел на связь с РП, получил условия и разрешение на посадку.  После заруливания на стоянку, прыгнул в свой командирский «уазик» и скорее помчался на КДП. Поднялся наверх, доложил Командующему о выполнении поставленной задачи, и дальше стали вместе смотреть, как садится полк. Всё шло без замечаний, пока не дошла очередь до Полонского. Он «проигнорировал» доклад на четвёртом развороте и также, молча, прошёл над  дальним приводом. «Он у тебя что, немой»?  - спросил Командующий, - «Поезжай, разберись с ним».

    Я опять в свой «уазик» и поехал к самолёту Полонского разбираться с «разгильдяем». Экипаж Анатолия как раз выходил из кабин после заруливания и закатки самолёта тягачом на стоянку. «Полонский, почему не запросили у РП разрешения на посадку»? – как можно суровей спросил я. Экипаж  дружно,  не дожидаясь ответа командира, начал его выгораживать, что он сделал все положенные доклады. И сам Анатолий подтвердил это. Я ему возразил, что сам был на КДП и ни одного доклада от него не слышал. Однако капитан Полонский стоял на своём. Поскольку ситуация была двусмысленная, я приказал снять магнитофонные записи с самолёта и КДП. После прослушивания выяснилась такая «деталь». На самолёте чётко слышно, как Анатолий делает положенные доклады, но Руководитель  полётов их не слышит. Оказалось, на резервном самолёте Полонского, на котором он полетел, техники «забыли поменять» кварцы, т.е. произошла смена радиочастот на всех каналах связи, а у Анатолия в полёте было полное радиомолчание.

       И он ни секунды не усомнился, что это всё по плану, мол, так и надо. Командующий дал указание, режим полного радиомолчания – вот он и соблюдается. А то, что вся группа и ведущий делает какие-то незапланированные маневры, Толе это всё было «до лампочки» - война есть война. Он чётко выполнял первую основную заповедь ведомого лётчика: «Сохранять своё место в строю, постоянно следить за ведущим и не терять его из виду». Я когда прослушал запись всего полёта, отдал должное устойчивости его психики. И тогда впервые «положил на него глаз».

      Соответственно, потом было ещё много полётов, но когда начальник отдела кадров авиации БФ, полковник Юрий Петрович Нелаев, позвонив мне в субботу, довёл информацию, что Геннадия Рябова, на которого пришла разнорядка на поступление  в ШЛИ, командир полка не отпускает, и требуется его кем-то заменить, я сразу подумал о Полонском. Дальше убедил Нелаева, что больше никаким командирам полков  звонить не надо, мол, в конкурсе победил представитель 12 омрап. Остальное Анатолий Полонский сделал сам. Поступил и закончил ШЛИ, много лет успешно испытывал самые разные типы ЛА, добился звания «Заслуженный лётчик-испытатель РФ», Игорем Волком был отобран в отряд пилотов, которые должны были испытывать и потом летать на «Буране», и что ж поделать, что эта программа так бесславно развалилась…

      В общем, я описал только два эпизода, которые мгновенно промелькнули в памяти,  когда 31 декабря от Анатолия пришла СМС. На самом  деле общих «приключений», полётов, встреч и переживаний было намного больше. Мне довелось быть у него на новоселье, когда он получил квартиру в Звёздном, а потом быть у него в гостях в Жуковском, где Толя живёт сейчас, соответственно, он меня не раз перехватывал при проезде через Москву. С ним мы общались с лётчиками-испытателями Иваном Бачуриным, Алексеем Бородаем и космонавтом Анатолием Арцебарским.

     Кстати, тогда же мне удалось прихватить своего правого лётчика, Юру Лончакова, которому уже в чине лейтенанта удалось лицезреть живых космонавтов и испытателей. Не скажу, что это как-то усилило его мечту, стать космонавтом Юра мечтал с детства, но то, что эти встречи ещё раз укрепили его сокровенное желание увидеть нашу Землю, как планету – это точно. И совсем неслучайно, что он потом 19 лет пробыл в отряде российских космонавтов, несколько лет был его командиром, потом начальником ЦПК им. Ю.А.Гагарина и совершил три полёта в космос.

     Но вернёмся к Полонскому – мы не раз встречались с Анатолием в нашем родном гарнизоне Остров на юбилеях 12 омрап, и всегда нам было о чём вспомнить, и поговорить. Т.е. с этим своим пилотом, как и с ещё  несколькими, я чувствую, как это не банально или громко звучит – духовную связь. В подтверждение этого постулата приведу лишь один пример, (из крайних): 1-го января, перебирая почту в Одноклассниках, где у меня на данный момент скопилось более 160 не отвеченных писем, вдруг бросилась в глаза ФИО – Юрий Попов. Если учесть, что только на фейсбуке ко мне записалось более 1000 друзей, и это с учётом того, что я далеко не всем  даю «добро» на контакт, а также по несколько сотен друзей на остальных сайтах, сам я сейчас крайне редко отправляю заявки, принять меня в «друзья».

                МИСТИКА -  https://ok.ru/messages/558884145646

     Но тут меня что-то резко толкнуло, т.к. за службу у меня было несколько пилотов по фамилии Попов, (ударение на втором слоге, предупреждаю на всякий случай, блин) – это мой правый лётчик в Быхове и Острове - Игорь Попов, которого за воздушное хулиганство списали с истребителей в вечные «праваки». И Витя Попов, которого я лейтенантом выпускал на ИЛ-28, будучи у него командиром звена, а спустя 15 лет выпускал на ТУ-22м3,  когда Виктор был уже командиром дивизии на Северном флоте, а потом дослужился до Командующего ВВС СФ. Про остальных Поповых расскажу позже…

    В общем, я отправил заявку на дружбу Юрию Попову. Какого же было моё удивление, когда, выйдя на его страницу, я обнаружил совершенно свежий ролик, где Анатолий Полонский говорит тост о лётчиках, причём, в стихах, им сочинённых. Есть в этом факте, на мой взгляд, что-то мистическое. Кто не согласен – возражайте? Но судите сами – я инструктор не только по горным лыжам, но и Кавказским тостам тоже. Их у меня в загашнике до 1 января было 86, а тут появился  87-ой, да ещё в стихах, и от моего друга, которого я уважаю, и которым горжусь, т.к. являюсь одним из многих командиров, которые приложили руку к его становлению. И это здорово, когда ученики и воспитанники идут дальше своих инструкторов и командиров.

    СКРОМНОСТЬ - ШАГ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ (шутка, в которой есть доля шутки)

     Тут, пожалуй, самое время хлопнуть себя по голенищу -  имею самое непосредственное отношение к воспитанию и продвижению своего правого лётчика, Героя России, космонавта Юрия Лончакова. Я же являюсь его первым тренером по рукопашному бою, (сейчас у Юры чёрный пояс по айкидо), одним из его учителей в парашютном спорте, (Юра совершил более 500 прыжков с парашютом, у меня их 823), и мне посчастливилось первым открыть для него счастье владения горными лыжами. Теперь он обречён при каждой нашей встрече учитывать мне этот факт «при разливе».

     Блин, пардон, что ж я всё про одного гутарю? Остальные обидеться могут. Итак, в этом списке «узкого  круга ограниченных лиц» ещё состоят: Заслуженный лётчик-испытатель РФ Анатолий Полонский, лётчик-испытатель 1-го класса Сергей Андреев, которого я дважды, кстати, брал зимой в горы; генералы: Виктор Попов – Командующий ВВС СФ и Алексей Сердюк – начальник штаба ВВС ТОФ, а затем около 10 лет возглавлявший Центр Боевой подготовки Морской авиации России в городе Ейске. С моей подачи два моих зама стали командирами авиационных полков: Олег Яковлев в 57-ой мрад в Быхове, Сергей Губарь – 12 омрап в Острове, впоследствии командир 30 одрап на ЧФ. Ещё раз подчеркну, у всех, кого я перечислил, кроме Лончакова, я не считаю, что сделал что-то особенное для них, типа - научил, выдвинул и т.д. Просто на их пути я оказался нормальным командиром, который  не препятствовал, а наоборот - ускорил их продвижение. Как много зависит от командира - могу показать пример командира 57 мрад генерала Пироженко, который не отпустил меня поступать в испытатели, несмотря на персональный вызов из ШЛИ Ахтубы в 31-н год. А скольких лётчиков я чему-то научил, летая с ними инструктором на ИЛ-28, ТУ-16, ТУ-22м3, м2 – не считал, но учитывая инструкторский стаж более 25 лет, да потом ещё несколько лет инструкторил на пилотажно-навигационных тренажёрах 33 Центра: СУ-24, ТУ-22м3, КА-27 – то, наверное, много.

     А ещё стоит вспомнить, что в течение 8-ми лет довелось вести секцию каратэ в Острове и Николаеве, лет 15 отработал внештатным инструктором-парашютистом в аэроклубе Икар и Николаевской  областной федерации авиационных видов спорта, лет 10 инструктором по горным лыжам и туризму, преподавал «Выживание в экстремальных условиях дикой природы и города» на Военной кафедре Николаевского университета им. В.О.Сухомлинского – то можете представить, какому количеству молодых людей мой труд помог найти дорогу в жизни. Поверьте, други, я не набиваюсь у этих ребят, которых  я  перечислил, в Гуру, Учителя или Сенсеи, хотя некоторые меня так и зовут, начиная от Голтиса и ниже… (ФИО не перечисляю), но древняя восточная поговорка гласит: «Учитель  не тот, кто чему-то учит. А тот, кто даст правильный совет в жизни».

     Вы знаете, что-то в этих словах есть. На днях мы обсуждали эту тему с Президентом Херсонской ассоциации айкидо Сергеем Заболотным (чёрный пояс, третий дан). И он с горечью произнёс: «Я подготовил 12 чёрных поясов, но они все, как только на горизонте замаячили деньги, отошли от федерации и стали самостоятельно вести свои секции, ничего не давая на развитие общего блага. Но в этом я сам виноват», - подвёл итог Сергей, - «Слишком много внимания и времени уделял отработке техники и почти не говорил о моральных аспектах и цели наших тренировок. Но хорошо, что я это осознал, и ещё есть возможность исправить со следующими моими учениками»…

     А вообще, подводя итог данному опусу, хочется обратиться, в основном, к молодёжи словами российского путешественника Виталия Сундакова, которому я, кстати, посвятил свою 20-ую книгу: «Ребята, ставьте перед собой большие цели. В них сложнее промахнуться. И вообще, стремитесь прожить жизнь ярко, дерзко, чтобы не жалеть о напрасно прожитых годах, и чтобы было что вспомнить, сидя долгими зимними вечерами у камина в окружении детей и внуков»…

-2

На фото - так оригинально мой друг и один из самых активных читателей, подполковник Александр Быхалов (в левом кресле) поздравил нас с Ириной с Новым годом.

https://proza.ru/2022/01/04/143

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Полковник Чечель | Литературный салон "Авиатор" | Дзен