Нынешнее государство практически официально отказалось от обеспечения конституционных прав и свобод населения, сосредоточившись на единственной задаче - сохранении власти нынешнего персонального состава верхушки. Становясь при этом все более неразборчивым в средствах. Подчинив этой задаче всё, включая в последнее время и медицину. В то же время, наши потребности никуда не делись, а это значит, что нам надо учиться удовлетворять их САМОСТОЯТЕЛЬНО. В том числе и потребности наших детей в образовании.
Когда я слышал на работе беседы сотрудниц, имеющих детей школьного возраста, применительно к ЕГЭ у меня невольно всплывало в мозгу одно-единственное слово - "дезорганизация". А сейчас возникает еще больше причин, отказаться от услуг государственной системы и решать эту проблему самостоятельно:
- пропаганда насквозь фальшивого "патриотизма", под личиной которого подается низкопоклонство перед начальством, что бы оно ни творило.
- заведение с заборами, охранниками, рамками металлоискателей, обысками перед экзаменами - это не школа. Это - "зона".
- материальные поборы.
- в последнее время - еще и принуждение к тому, за что по приговору Нюрнбергского трибунала были ПОВЕШЕНЫ такие личности, как Вальдемар Ховен, Вольфрам Сиверс, Карл Гебхардт, Иоахим Мруговский и т.д. (погуглите)
- и уж совсем в последние дни начались учения по принудительной "эвакуации" детей отдельно от родителей. В таких условиях отдать ребенка в государственную школу может только совсем уж безбашенный родитель.
Понятно, что успех домашнего обучения решающим образом зависит от мотивации учащихся. Но в этом плане ситуация сейчас довольно благоприятна. Многие дети военной поры вспоминали потом свой настрой "учиться назло фашистам" и их рвение порой только подстегивалось месяцами пребывания в оккупации без школьных занятий, разбомбленными школами и нехваткой принадлежностей. Нечто подобное может действовать и сейчас.
На этом канале я не буду останавливаться на обучении математике, русскому или иностранному языку, истории и географии. Здесь все родителям более-менее понятно. Материальная часть по этим предметам дома также может быть ничуть не хуже, чем в школе. Но вот физика и химия...
Этот канал как раз и призван показать практикам домашнего обучения, что возможности ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ ПО ФИЗИКЕ И ХИМИИ в домашних условиях весьма велики и могут практически не уступать школьным. А то, что учащемуся вместе с родителями порой придется самостоятельно изготавливать некоторое оборудование, создаст куда более крепкие и основательные знания.
ИТАК, НАЧИНАЕМ.
Кое-что все же придется купить. Однако учтите, что пользоваться этим, скооперировавшись, смогут несколько семей. Кроме того, вы и сами неожиданно для себя убедитесь, насколько это оборудование может оказаться полезным для сугубо бытовых надобностей. Так что придется немного походить по хозяйственным магазинам, а также магазинам инструмента и радиодеталей.
ИНСТРУМЕНТЫ
Прежде всего дрель, можно с ручным приводом и широким набором сверл где-то от полутора до 7 миллиметров диаметром.
Пила-ножовка. Достаточно одной - по металлу. И парочку запасных полотен к ней.
Хотя бы по 2-3 тонких надфиля и напильника разной формы.
Пассатижи или плоскогубцы.
Хорошо бы иметь небольшие тисочки на струбцине, которые можно прикрутить к столу или подоконнику. Из трясущейся на коленках заготовки ничего толком не сделаешь.
Также желательны принадлежности для пайки: паяльник (мощностью около 40 Вт), припой ПОС-61, канифоль, флюс ЛТИ-120 (для неподатливых пайке материалов);
ручной лобзик с достаточным запасом пилок.
Несколько отверток у вас, наверное, и так сыщутся. Вот и всё.
МАТЕРИАЛЫ.
Здесь многое покупать нет нужды, кое-что можно раздобыть даже на свалке. Нам понадобятся:
деревянные брусочки
куски фанеры
куски пластмассы (например, от корпусов телевизоров и прочей подобной аппаратуры)
куски жести (лучше всего белой жести, которая еще употребляется некоторыми производителями сгущенки - она легко паяется)
самые разные трубки: стеклянные, медные, термоусадочные разных диаметров из радиомагазина, силиконовые от капельниц
коробку небольших канцелярских скрепок, лучше без пластмассового покрытия - как источник стальной проволоки.
в электротоварах купите пару метров толстого одножильного медного провода с диаметром жилы в полтора-два миллиметра. Он понадобится, как источник меди для электролиза, химических опытов и других целей.
у вас должно быть вдосталь винтов хотя бы типа М3 и М4 разной длины, гаек и шайб к ним. Вариант решения этой проблемы - купить металлический конструктор. В нем немало винтов и гаек, есть ключ и отвертка под них, разные планки с отверстиями и уголки - наличие всего этого облегчит дело. Хорошо бы еще в магазинах "Крепеж" купить некоторое количество барашковых гаек под них, которые удобно закручивать руками.
в магазине для садоводов купите медного купороса - из этого вещества можно получить многое, и показать на нем многие явления и химические реакции.
куски цинка и графитовые стержни от старых батареек. Жители больших городов с троллейбусами могут подобрать куски их графитных накладок на асфальте конечных остановок.
имейте дома разные клеи. Шикарно будет, если кроме заурядных "Момента" и ПВА, у вас еще и эпоксидка сыщется.
РАДИОДЕТАЛИ
имейте много гибких многожильных проводов около миллиметра диаметром разного цвета.
Будет роскошно, если там окажутся в продаже клеммы, в которые можно вставлять штекеры или закручивать под них проводки. Также нелишне запастись термоусадочной трубкой разных диаметров и парочкой зажимов типа "крокодил" удобного вам размера.
для опытов по электричеству удобны лампочки накаливания к старым карманным фонарикам, лучше всего на напряжение 3,5 или 6,3 вольта. Если лампочек в ваших магазинах уже нет, то возьмите несколько крупных светодиодов и резисторов сопротивлением около 1 килоома.
1-2обычных коллекторных моторчика на напряжение около 6 В от старых игрушек, магнитофонов, дисководов или просто специально купленных в радиомагазине.
следующий пункт очень важен. Для опытов по электромагнетизму вам понадобится изготавливать разные обмотки. Для них приобретите катушку эмалированного обмоточного провода диаметром 0,2 - 0,3 мм.
также хорошо иметь несколько сопротивлений (резисторов). Возьмите в радиомагазине достаточно мощные, чтобы не перегорели, но доступные и недорогие резисторы на 2 Вт сопротивлением в 10 и 20 Ом.
для более широкой программы опытов по основам полупроводниковой физики желательно взять также несколько достаточно мощных диодов - старых советских Д226, Д242, КД202 или что-то вроде нынешних SR340 или им подобных. Несколько радиоламп и неоновых ламп(не путать с обычными осветительными люминесцентными!) Также какой-нибудь фоторезистор и терморезистор.
ПРИБОРЫ
Это - самая дорогая часть нашего списка, но она немногочисленна. Итак, нам нужны:
весы, желательно способные взвешивать с точностью до 0,1 грамма. Могут быть как старые аптекарские с гирьками-разновесами, так и электронные, продаваемые в радиомагазинах.
тестер (или ампервольтомметр) для электрических измерений. Наверное, проще и дешевле стрелочный, но и цифровой тоже сгодится, даже довольно дешевой модели.
Прибор, конечно, достаточно дорогой и сложный, но вы быстро убедитесь, насколько он ценен даже просто по хозяйству. Проверить батарейку, определить обрыв провода - всё станет возможно.
Остальное сыщется среди обычных бытовых вещей - мерные цилиндры, линейки, термометры, линзы, канцелярские лупы, магниты. Разумеется, если вам выдастся случай разжиться химической посудой - пробирками, колбами, стеклянными трубками, его нельзя упускать.
Вот, для начала, и всё. Жду ваших отзывов и заявок на описания разных лабораторных работ.
ЛР1. Измерение объема. Определение плотности.
Самодельное оборудование для лабораторных по электричеству.
ЛР2. Лабораторная по электролизу. Фильтр для химических растворов.