Национализм позволяет человеку, не способному сказать “Я”, спрятать свою личную неспособность создать что-то полезное людям за “МЫ”. Национализм — это квазирелигия. Опиум, позволяющий найти утешение несметному числу прямоходящих особей, неспособных быть людьми, приносящими пользу человечеству.
Как и любая религия национализм имеет своих фанатиков, отличающихся крайней нетерпимостью, как к тем кто не верит в их исключительность, дарованную принадлежностью к данной “конфессии”(нации), так и к представителям иных “конфессий”. Мы называем таких индивидуумов — нацистами.
Разумеется, есть в этой квазирелигии и свои жрецы, использующие и слабость и фанатизм в своих целях.
Само понятие нации появляется после Великой французской революции, став следствием дикой смеси разрушения старой религиозной системы ценностей с демократизацией общества.
Практически всегда при разрушении старых морально – нравственных систем при одновременной демократизации происходит формирование одной или нескольких наций, обладающих фанатичным национализмом.
Если носители одного из национализмов являются на данной территории явным большинством, начинается ограбление и унижение более малочисленных наций, которое, при наличии хотя бы видимости сопротивления, переходит в геноцид. Как правильно заметил Майкл Манн: «Этнические чистки — это обратная сторона демократии».
Почему, как я думаю, так происходит?
Разрушение старых морально-нравственных, например, религиозных систем, создаёт вакуум, который должен быть заполнен другим социальным институтом, способным создать иллюзию значимости у людей. При этом, как замечательно сформулировал Бенджамин Франклин: «Демократия —это договорённость о правилах поведения между хорошо вооружёнными джентельменами».
Иными словами, переход к демократии сам по себе всегда сопряжён с насилием. И с наличием групп людей, готовых к летальному насилию, каждый из которых смог прийти к согласию с другими готовыми к летальному насилию людьми. При этом они должны понимать друг друга, действуя в рамках некого общего для них понятийного пространства, обладающих некой схожей системой ценностей, считающих тех, с кем удалось прийти к консенсусу — джентельменами. И не считающими таковыми тех, с кем прийти к договоренности не удалось в силу мировоззренческих, культурных, интеллектуальных и языковых различий.
Не последнюю роль в нахождении общего языка в группе, готовой к летальному насилию, играет готовность дружить против других подобных групп даже, если они существуют только в фантазии. А поскольку для большинства людей достаточно трудно переступить грань убийства, начинается генерация фанатичной преданности неким групповым ценностям, зачастую с вольной трактовкой исторических событий.
Но и позже, как только жить становится хуже, начинается поиск виновных, среди других “национальных” групп. При этом рост такого проявления фанатизма, как межнациональная нетерпимость, будет расти по мере ухудшения экономической ситуации, а экономика будет проседать по мере того, как национализм будет превращаться в нацизм.
Всегда очень соблазнительно в собственной лени, косности, нежелании оторвать зад от телевизора обвинить тех, кого в вашей стране меньше. Но от того, что они совсем уедут, товаров и услуг больше и дешевле в стране не станет.
А человеку творящему вообще чужд национализм. Ему и не придёт в голову заявлять: «Мы запустили в космос Гагарина и победили в великой войне». Он понимает: это всё произошло до его рождения и было совершено общностью людей, ныне не существующей. А если так хочется говорить МЫ, то будь любезен растягивать это МЫ и на тех парней, которые в оранжевых жилетах скребут асфальт в ваших дворах.
Автор: #павел_аир 57 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии
Подпишитесь на хэштег автора #павел_аир и читайте его статьи в каналах Хакнем и Хакнем Школа
Другие статьи автора:
Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем Школа»? Напишите нам на почту: story@haknem.com