- А рядом с этим обелиском мы договорились встречаться каждый год в день выпускного, - задумчиво сказала мама, когда мы проходили мимо обелиска в Александровском саду, - но, конечно, так никогда и не встретились.
Я с уважением посмотрела на серое длинное тело обелиска. Я тоже его отлично помню, мы всегда бегали мимо, не особенно озадачиваясь тем, что же на нем написано.
Было принято считать, что это памятник жертвам революции.
Но в этот раз, подняв голову, я уперлась взглядом в двуглавого орла и поняла, что что-то здесь не так: ну не могли выпускники 1959 года встречаться под орлом, да и в последующие годы о каком орле могла идти речь?
Подменили!
Оказалось – нет. Не подменили, а перелицевали. Или вернули прежний облик. Почти.
Дело в том, что в 1911 году Московская городская дума предложила установить памятник в честь грядущего 300-летнего юбилея (в 1913 году) династии Романовых и организовала конкурс проектов.
Но, как у нас это водится, с воплощением идеи несколько затянули, а потому к возведению памятника приступили весной 1914 года – закладка состоялась в апреле в присутствии великого множества знатных гостей – и московский генерал-губернатор, и уездный предводитель дворянства, ректор Московского университета, генералы, князья и прочие значительные лица все были здесь.
Церемония завершилась аж троекратным исполнением национального гимна Российской империи.
При открытии же памятника состоялось торжественное молебствие, которое
«закончилось провозглашением многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому и вечной памяти в Бозе почивающим венценосным представителям Дома Романовых» (газета «Московские ведомости»).
Что случилось буквально через четыре года, мы знаем.
Поскольку Владимир Ленин прекрасно понимал все значение монументальной пропаганды, одним из первых декретов стал
декрет «О памятниках республики»,
согласно которому все монументы царского режима должны быть заменены новыми, прославляющими деятелей революции.
В последний момент обелиск в Александровском саду решили не ломать, но переиначить: имена Романовых стереть, а вместо них указать благодетелей человечества – Маркса с Энгельсом, Карла Либкнехта, Кампанеллу с Сен-Симоном, а под конец списка вспомнили и о наших русских деятелях – Бакунине, Чернышевском и Плеханове.
Открыли монумент под новым названием
«Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся»
в день первой годовщины Октябрьской революции – в 1918м.
Орёл с вершины был снят, причем во время его демонтажа каменная вершина памятника раскололась на пять частей. Изображение Георгия Победоносца в центральном картуше заменили надписями «Р. С. Ф. С. Р.» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Надо сказать, что в те годы обелиск размещался у входа в Александровский сад, там он и простоял до 1966 года, когда решили устроить на этом месте мемориал «Могила Неизвестного Солдата». В связи с этим, памятник перенесли дальше, к Итальянскому гроту.
Однако на этом приключения памятника не закончились.
Наступили новые времена,
а на носу было уже четырехсотлетие дома Романовых – приближался 2013 год. Когда вплотную занялись вопросом возвращения обелиску прежнего облика, выяснилось, что он накренился и стал представлять опасность из-за ошибок при его переносе в 1966-м.
Эксперты Министерства культуры пришли к выводу, что необходимо более глубинное вмешательство, поэтому памятник разобрали и увезли на реконструкцию, причем для работ удалось найти тот же тип карельского гранита, который использовали первоначально, сто лет назад.
Обновленный монумент открыли 4 ноября 2013 года. Памятник воссоздан по эскизам 1912 года, однако специалисты отмечают целый ряд различий:
В 1914м:
«Надпись на обелиске состоит из имен и отчеств всех царей и цариц Дома Романовых за минувшее трёхсотлетие в хронологическом порядке, начиная с царя Михаила Феодоровича и кончая Именем ныне царствующего Государя Императора» (газета «Московские ведомости»),
тогда как сегодня ограничились именем и порядковым номером.
Как и прежде, в списке правителей отсутствует Иван Антонович (1740-1741), причина мне неизвестна.
Какой-то непорядок отмечается и в облике орла на вершине: не то количество перьев, не тот хвост и непохожа корона. Он, правда, так высоко, что особенно и не разглядишь.
Но все-таки, на мой взгляд, главное, что памятнику вернули прежнее, историческое лицо, хоть кто-то и назовет его новоделом. Очень хочу надеяться, что это будет последняя «перелицовка» в жизни обелиска – социальные потрясения последнего столетия явно не пошли на пользу ни памятникам, ни людям.
А Вы как думаете, правильно ли сделали, что восстановили прежний облик стеллы или нужно было оставить революционных мыслителей?
Публикации автора о Москве здесь: #москва рт