К настоящему времени в основном преодолено слепое преклонение перед непререкаемыми авторитетами, но рецидивы прошлого сохранились. Сейчас большинство людей, занятых повседневными заботами, меньше интересуется политическими проблемами, которые еще недавно обсуждались на кухне. Две несовместимые в сущности идеологии - религиозная и коммунистическая сформировались вместе с возникновением человечества, и у каждой из них были и остаются свои божественные культы. Обе претендуют на вечность своего существования и потому не могут пребывать без внимания и должного анализа.
Каждая из идеологий имеет различные и общие объективные основания в историческом возникновении и сохранении в общественном сознании. Религиозная идеология основана на страхе перед неизбежной смертью каждого человека, необходимости снятия содеянных грехов, уменьшении невзгод и лишений, поэтому использует все возможные средства для избавления от них верой в мифического бога. В разных религиях образ бога представлен в различных изображениях. В иудаизме и исламе он подается в обезличенном виде некоего внеземного существа Яхве и Аллаха, в православии и католицизме в человеческом облике Иисуса Христа, в буддизме Будды. Для большей наглядности и визуального убеждения в существовании реального Господа Бога его демонстрируют на иконах, в стоячих и сидячих статуях.
Инстинктивный страх за прогрешения перед Всевышним останется вечным наследием человечества. Зародилось оно со времен первобытного общества, когда не было иных способов спасения, кроме поклонения языческим богам. В монотеистических религиях придуман бог в одном лице, но сущность покорности мифическому его образу сохранилась прежней. Материально не существующий бог, образ которого можно подать верующим только в символах (иконах, статуях, молитвах) очень устраивает эксплуататоров, поскольку его нельзя увидеть, услышать, потрогать и убедиться или усомниться в реальности.
Верование в бога есть полезное занятие, так как оно выполняет функцию заполнения сознания «духовной пищей», без которой человек как мыслящий субъект существовать не может. Богослужение не требует обучения научным знаниям, в своей простоте доступно любому человеку, не случайно основной контингент прихожан составляют малограмотные пожилые люди и приводимые в церковь несмышленые дети. Многокилометровые крестные ходы к святым местам также не бесполезны, они способствуют укреплению физического здоровья.
Коммунистическая идеология строится на том же фундаменте гуманистического убеждения в необходимости веры, но на принципиально других основаниях. Теория научного коммунизма явилась призывом к устранению материальной и духовной эксплуатации, установлению социальной справедливости для лишенных ее слоев населения. Идеи утопического социализма о равном для всех распределении народного богатства, лозунги Великой Французской революции о свободе, равенстве, братстве, учение о прибавочной стоимости буржуазных экономистов были отправной точкой для теории научного коммунизма, авторы теории научного коммунизма призывали воплотить гуманистические идеалы в жизнь путем вооруженной революции. При этом понятие коммунизма иногда представлялось в весьма примитивной форме. В.И.Ленин преподавал его малограмотным рабочим и крестьянам в определении: «коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны», игнорируя свои же рассуждения о том, что коммунистический строй является бесклассовым обществом, в котором нет государственных институтов власти. Созданный на основе самоуправления коммунизм в таком толковании сродни анархизму, а теперь близок к идее гражданского общества, широко обсуждаемой сейчас от президента до казенного профессора. Мао Дзедун был еще более понятен, когда внушал голодным китайцам, что обещанный партией коммунизм воплотится в общих столовых, где можно будет досыта пообедать и отблагодарить великого кормчего.
Реализация в жизнь коммунистической идеологии не могла быть осуществленной без обожествления вождей, олицетворенных в «культе личности». Не было недостатка в критически мыслящих личностях, приложивших немало усилий к развенчанию этого одиозного явления, прилепленного к Иосифу Сталину, китайскому лидеру Мао Дзедуну, другим незаурядным политическим деятелям. При этом игнорировался огромный вклад в развитие управляемых ими стран. По словам остроумного У.Черчилля, высоко ценившего Сталина за разгром германского фашизма, этот великий человек «принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой». Мы знаем, какой вклад внес вождь в строительство социализма в нашей стране, в этом несомненное величие его культа личности. Мао сумел освободить страну от врагов и заложить основы «китайского чуда» в современной КНР, единственного на сегодня серьезного конкурента США.
Геополитическая обстановка в современном мире приобретает неожиданную и очень опасную ситуацию. Ушла на второй план угроза третьей мировой войны, о которой с воплем «Русские идут» предупреждал американский военный министр Форрестол и выбросился с 16 этажа. На смену фантастическим предположениям об атомной катастрофе пришла коронавирусная пандемия, ставшая реальным мировым бедствием без всяких взаимных ядерных бомбардировок. Опасность пандемии заключается не только в серьезных патологических последствиях и высокой смертности пострадавших, но и неожиданном появлении новых мутантных агентов вирусной инфекции и быстром распространении по разным регионам планеты. В 1976 году Всемирная Организация Здравоохранения сообщила о полной ликвидации оспы на земном шаре, в отношении коронавирусной пандемии строить оптимистические прогнозы не приходится. В борьбе с этим бедствием не помогут никакие «культы личности», не известны реальные способы и мероприятия по устранению новой угрозы человечеству.
Сложилось мнение, что между религиозной и коммунистической идеологиями есть много общего в утверждении и распространении гуманистических идеалов, и не без основания. Библейские притчи «не воруй и не убей», «не прелюбодействуй» могут быть записаны другими словами в моральном кодексе строителя коммунизма. Именно на этой идейной близости в начале прошлого века пытались найти выход из идеологического кризиса в «религиозном марксизме», в концепциях богоискательства и богостроительства. Сформировалось учение русского космизма (Бердяев, Ильин), активные представители которого в 1922 году были отправлены за границу философствовать в более спокойной обстановке. В последнее время оживился интерес к реанимации сочинений этих авторов, заметного влияния на развитие отечественной философской мысли он не оказал.
Из сказанного возникает вопрос: необходим ли неизбежно культ личности? Практика показывает, что ответ на него заложен в социально-политической системе государства. Невозможно представить, чтобы в странах капитализма народ ходил по улицам с портретами своих президентов и премьер-министров, чтобы они висели на стенах кабинетов чиновников и в присутственных местах. Отсутствие подобного преклонения перед государственными лидерами есть показатель подлинной демократии, сохраняемой конституционным сроком пребывания на должности. Нет следов слепого подобострастия в бывших союзных республиках, за исключением одной страны, руководитель которой упорно держится за власть уже три десятка лет.
Уход с исторической сцены последнего культа гражданского поклонения в лице Л.Брежнева означал надежду, что позорному общественному явлению будет положен конец. В советской системе культ личности вырастал неизбежно, так как он был объективно необходим для консолидации народа в решении социально-экономических проблем, активно поддерживался в своих интересах армией холуев. Последнее обстоятельство объясняет, почему в России возрождается культ личности в образе очередного «бога», хотя вернулись капиталистические отношения с рыночной экономикой, и вроде бы ему нет места.