«Здравствуй, дорогой дед Семён! Пишет тебе твой внук, Толик. Мне 8 лет. Учусь во 2 классе. Учительница задала написать сочинение про своих дедов - участников Великой Отечественной войны. Одного деда с маминой стороны я хорошо знаю. Он живёт в деревне, и я его часто навещаю. Про деда Тимошку я напишу, что он воевал на фронте, но из-за ранения вернулся домой в звании сержант.
А вот про тебя, дед Семён, я знаю немного: только о твоей жизни до войны. Мамка говорит, что ты пропал без вести.
Дорогой дед Семён, мне очень нужно тебя найти: рассказать о себе. Я бы очень хотел, чтобы оба моих деда были живы. Если сможешь, постарайся найтись, дед Семён!
Твой внук, Толик»
Это письмо, пожелтевшее от времени, я нашла в старом семейном альбоме моей бабушки. А тем мальчиком, написавшим послание, был теперь уже мой дедушка, Анатолий Алексеевич.
Можно только представить, что мой солидный дедушка тоже когда-то был ребёнком и о чем-то очень мечтал.
Кем же был и как жил мой прапрадед, которого так хотел разыскать маленький Толик…
Сотников Семён Васильевич родился в далёком 1904 году в селе Петровка Оренбургской области. Рос здоровым, крепким и умным. Помогал родителям, присматривал за братьями. В 18 лет пошел служить в ряды Красной армии. После службы высокому, широкоплечему, русоволосому парню приглянулась первая красавица на селе - стройная, голубоглазая, с толстой длинной косой цвета воронова крыла - Мария. Она была настолько красива, что однажды при переправе на другой берег реки, её задумал утопить лодочник, чтобы девка больше не сводила с ума своей красотой мужиков в округе. Но, глянув в её чистые цвета летнего ясного неба глаза, устыдился и передумал губить. Говорят же: «Красота спасёт мир!».
Сыграли свадьбу. Молодые обзавелись хозяйством. Семён был рукодельным. Его дом слыл самым крепким в деревне. Всегда чувствовалась поддержка родных братьев: Ивана и Василия. Жизнь текла своим чередом. В семье Марии и Семёна появились дети: Алексей и Анна. Жить бы и радоваться…
Но пришла беда. Война ворвалась в каждый дом, затронула каждую семью…
Семён в 1941 году в возрасте 37 лет вместе с братьями добровольцами записались на фронт. От Семёна приходили письма. Жена и дети знали о том, что родной человек жив и здоров. Но с января 1943 года связь с ним прервалась. Мария с детьми ждали и верили. В неведении жили до окончания войны. В 1945 году официально объявили, что Сотников Семён Васильевич пропал без вести. Не вернулись с войны и родные братья Семёна.
Впоследствии узнали, что Иван, будучи партизаном, после войны был отправлен в лагерь для военнопленных, где пробыл до реабилитации. Времени прошло очень много, поэтому не стал возвращаться в родное село, а обосновался где-то на просторах Сибири.
Жизнь Сотниковой Марии разделилась на «до признания мужа без вести пропавшим» и «после».
Дело в том, что если у семьи на руках была «похоронка», то такая семья имела право на помощь колхоза: бесплатное продовольствие, необходимый строительный материал. А положение «без вести пропавший» приравнивалось чуть ли не к «врагу народа» (нет же доказательств, где и как пропал человек, может он перешёл на сторону врага) и помощь государства не полагалась. Марии поддержки ждать было неоткуда.
Для семьи «без вести пропавшего» Семёна Васильевича настали тяжёлые времена. В послевоенное время разрухи без мужского крепкого плеча в условиях деревни было совсем худо. Обветшалую крышу дома пришлось покрыть камышом, собранным на болоте. Сына, Алексея, чуть не арестовали за то, что ночью собирал на хлеб немногие подгнившие почти пустотелые колоски пшеницы, оставшиеся лежать уже после жатвы на колхозном поле.
Как выжили, одному Богу известно. Преодолели трудные времена. Дети выросли, стали надёжными помощниками для матери. Жизнь налаживалась. Про Семёна его семья больше ничего не слышала, т.к. все сведения были засекречены.
В наши дни материалы ВОВ предают огласке. Вот и моя семья недавно узнала, пролистывая страницы сайта Министерства обороны «Мемориал», что мой прапрадед, Сотников Семён Васильевич, воевал по адресу полевой почты №1170. Мы проследили перемещение. Полевая почта №1170 перестаёт существовать в 1943 году на месте боёв за Ржев.
Ржевская битва проходила с 5 января 1942г. по 21 марта 1943г. Это была одна из самых кровопролитных битв ВОВ. До сих пор нет единого ответа, сколько советских солдат полегло на Ржевской земле. Источники указывают разные цифры: от 1 до 2 млн. человек.
Быть может и мой прапрадед, Сотников Семён Васильевич, пал смертью храбрых в этом страшном бою… Этот вопрос для меня и моих родных остаётся открытым. Благодаря сайтам «Мемориал», «Память народа» мы уверены, что поиски следует продолжать в районе города Ржев.
Я свято верю, что настанет день, когда мы, родные, найдём нашего Сотникова Семёна Васильевича, поклонимся его праху. Продолжим рассказывать о прошлом нашей семьи уже своим детям и внукам, потому что у памяти нет «срока давности».