Совсем недавно начал смотреть на ютубе канал Лени Пашковского, который путешествует по всему миру, снимает повседневную жизнь людей в разных странах и постоянно удивляется - почему это люди, которых он снимает, особенно в Африке, возмущаются, требуют прекратить снимать, закрывают лица и в лучшем случае требуют денег за съемку, а иногда и стремятся дать ему в морду. Так же удивляется и Илья Варламов и другие. И говорят нам – ну вот что за дикий народ, никакого понятия нету. В европейских странах, мол никто не возмущается, напротив улыбаются, машут в камеру, а тут в драку лезут. Как говаривал поручик Ржевский: «Дикари-с, Азия-с».
Мне вспоминаются мои первые дни на Гаити. Когда, после краткого вводного курса нас пустили в патрулирование по городу, все было интересно, все было необычно и все хотелось запечатлеть на фотопленку. Цифровые аппараты тогда еще только входили в наш обиход и стоили безумно дорого. Поэтому снимали на обычную фотокамеру.
Как-то раз, оказавшись на окраине Порт-о-пренса, увидел растущие прямо у дороги огромные кактусы, которые у нас в горшках на подоконнике за несколько лет вырастают до 20 см и это считается хорошим достижением. А тут стояли огромадные кактусы в три человеческих роста высотой. Я не смог проехать мимо просто так. Вышел из машины и сделал несколько снимков.
Совсем недалеко стояло несколько домиков и в тени мангового дерева сидело несколько местных, которые вдруг дружно рассмеялись. Наверное кто-то рассказал что-то смешное. А может с меня удивлялись? Кто знает? И дернул меня черт навести на них объектив и щелкнуть затвором. И не успела еще птичка вылететь из объектива моего аппарата, как мимо меня просвистел камень, а затем еще несколько камней взбили тучки пыли совсем рядом у моих ног. Поскольку я не сразу понял намек, то несколько аборигенов, что-то крича, страшно сверкая зубами и белками глаз, с камнями в руках уже бежали ко мне. Теперь намек я понял быстрее, под градом камней я белкой прыгнул в машину и, благо мотор не глушил, рванул куда-подальше. Просто чудо, что ни один камень не попал в меня и даже в кузов или по стеклам машины. Было несколько попаданий по колесам и бамперу, но это не считается.
Я тоже тогда удивился – чего они взбеленились? Что такого произошло? Я ведь всего лишь хотел их сфотографировать. Ну не в розыске же они находились? Кроме того, они видели, что я в форме полицейского, с ооновскими знаками различия. На машине тоже эмблема ООН, которая вроде немало делает для их же блага. И вдруг такая агрессия. Когда я рассказал об этом своему коллеге, который до Гаити побывал в Косово и Конго, он спросил меня, а как бы я повел себя, если бы кто-то попытался сфотографировать меня, когда я работал бы у себя в огороде, например? Или загорал бы на пляже. Я задумался. Нет, конечно я не стал бы бросаться камнями и лезть в драку. По крайней мере сразу же. Но такие действия со стороны постороннего несомненно вызвали бы у меня протест.
Мы редко задумываемся над тем, а как отнесутся к нашим действиям окружающие. Не пытаемся примерить на себя чужую шкуру, а потом удивляемся, когда нам прилетает неприятность. Хотя ведь сказано: «Не поступай с другими так как не хочешь, чтобы поступали с тобой».
Каюсь, оказавшись на Гаити я поначалу как-то не воспринимал гаитянцев равными себе. Нет, я не испытывал по отношению к ним чувства собственного превосходства, как представителя более сильной страны или в связи с цветом кожи. Воспитаннику советской школы был чужд расизм и прочие достижения свободного капиталистического мира. Просто недомыслие какое-то. Но мне хватило одного раза, и я изменил свое отношение к окружающему миру.
А вот путешествующие по миру блогеры, сняв уже десятки роликов, каждый раз удивляются таким проявлениям неприязни со стороны местных. И некому им объяснить. Особенно сильно грешат этим парни с канала Point on the map. Во время съемок они бесцеремонно заходят во дворики в деревнях (там нет заборов), заходят в дома, трогают вещи. Задают какие-то идиотские вопросы, и, честно говоря, я недоумеваю почему они вообще еще живы. Вот просто из-за такого их бесцеремонно поведения я перестал смотреть их канал. Не могу. Вызывает отвращение. Ну, представили бы себе как к ним в дом вошли чернокожие туристы и начали заглядывать во все закоулки, трогать посуду, шариться в холодильнике, заглядывать под кровать.
Хотя нельзя сказать, что все гаитяне против фотографирования или видеосъемки. В основном они злятся когда их снимают против их воли, без разрешения. И в основном такой негатив проявляется у жителей больших городов. А вот в сельской местности люди к фотосъемке относятся индифферентно. Некоторые просто не знают, что такое фотокамера. А другие, те кто знают, фотографируются с удовольствием, особенно когда ты им показываешь результат на экране. Забавная история произошла со мной в Жереми. Там есть небольшой, но очень красивый пляж. Кстати, метрах в 40 от берега на дне лежит затопленная подводная лодка. Но об этом в другой раз, наверное. Так вот, был вечер. На пляже я был один и занимался фотографированием крабов, которые забавно воевали друг с другом и зарывались в песок, спасаясь от более сильного противника. У меня тогда уже был цифровой Canоn. За этим занятием меня застала гаитянка лет тридцати. Она спросила, что я делаю. Я объяснил ей, показал фотографии, и она попросила, чтобы я сфотографировал ее. Я сделал несколько фотографий и показал ей их на дисплее. Фотки ей понравились и она сказала: «Дай мне их». Я сказал, что это невозможно, что фотографии надо сначала распечатать на бумаге и только потом я могу ей их дать. Но она не поверила. Она сказала: «Эти фотографии ведь там, в камере?» Я сказал, что да, в камере. «Тогда как же ты не можешь мне их дать? Если они там, в камере, то достань их оттуда и дай мне». Я был в серьезном затруднении. Мои попытки объяснить ей причину невозможности тут же, на месте, выполнить ее желание разбивались о ее непонимание. Короче она подумала, что я белый жлоб, зажал фотки, выругалась как-то по-своему и ушла. Вот такая история.
Никогда не забуду такой случай. Еще во время вводного курса, однажды утром мы подъезжали к штаб-квартире ООН. Узкая улица была забита толпами местных торговцев-коробейников, которые чуть ли не бросаясь под колеса предлагали свой товар: очки, ножи, часы, разные поделки из дерева, кости и как будто бы кораллов. Их было так много, что рябило в глазах. Они орали, стараясь перекричать друг друга, нахваливая каждый свой товар, совали его нам в окна машин. И один из наших простонал: «Господи, ну чего ж их отсюда не гонят?» Эта фраза потом стала мемом в русском контингенте. На что тот же бывалый миротворец сказал: «Вообще-то они здесь живут».
К чему я это написал? Не знаю. Просто захотелось. Никакую мораль выводить не буду. Просто желаю всем добра, понимания и способности понимать других.
#гаити
#миротворцы оон
#приключения
#путешествия карибы
#карибские острова
#карибское море
#латинская америка