Найти тему
Дарья Обреимова

О чем писать? Поиски идеи.

Аксиома первая: обо всем уже написали классики
Аксиома первая: обо всем уже написали классики

У Юрия Трифонова в «Доме на набережной  есть такой персонаж по фамилии Глебов, который ищет идею, а найти не может. Ходит по домам, ищет. И в общем, повесть говорит и о том, в частности, на что Глебов способен в своих поисках. 

Идею найти очень сложно. У всех у нас есть истории, которые мы хотели бы поведать миру. Поверьте, ваши истории миру не интересны. Интересна идея. Искать идею в себе никогда не следует, ее нужно брать из себя. Разумеется, это правило не касается того единственного в мире человека, который сумел найти настоящую любовь, жениться, построить дом, посадить дерево и вырастить сына, ну а после развестись и умереть. Но это не вы! Придется потрудиться. 

Аксиома вторая: не пишите о том, чего не знаете
Аксиома вторая: не пишите о том, чего не знаете

Не пишите, если не изучили материал! Это будет вранье и читатель раскусит вас сразу. Почему-то все начинающие авторы хватаются за богов, ангелов, войну и любовь? Привлекательно! Но Нила Геймана с Терри Пратчеттом, Булгакова не переплюнуть. Это самые сложные темы. Хотите написать про ангелов- изучите оба завета и житие святых, а также философские трактаты. Хотите про войну- прочитайте документальную хронику тех времен, воспоминания участников, и не только с одной стороны. Про любовь все ясно, там Шекспир потрудился. Например, Виктор Пелевин очень много читает. Если где-то не дочитал, то роман не удается.

Практические советы:

  1. Напишите список идей. 
  2. Каждая идея должна умещаться в одно простое и короткое предложение. Сложносочиненный опус на полстраницы не подойдёт. 
  3. Посмотрите список, проверьте, какие идеи могут изменить ваш мир. Труби рекомендует писать список желаний, что вы хотите от своего произведения. 
  4. Попробуйте воспользоваться методами Олега Сироткина: противоречием, перевертышем или парадоксом. Возьмите, например простую поговорку и переверните ее наоборот: «шибче едешь-ближе слезешь» или «На Бога не надейся, делай сам». Или организуйте парадокс, спросив себя: «А что, если?» Что если земля квадратная? Подумайте, как будут сменяться дни и ночи, каким будет горизонт? Идея всегда заложена в самой простой истине. 
  5. Не пытайтесь объять необъятное, идей должно быть не больше трех. Выберите главные. 
  6. Не старайтесь сразу зацепиться за идею, она может и должна измениться в процессе работы. 

Если сразу идея не нашлась, не огорчайтесь! Продолжайте поиски. Если идея стоящая, то она сама вас найдет. Она уже сидит в голове, просто спрятана. 

Когда я писала роман «Сага об Ивановых, Петровых и Сидорове», идея у меня была одна- рассказать историю семьи. В конце истории мимолетная мысль оформилась и превратилась в идею: «В любых человеческих отношениях нужно выделять своих, а главное, как можно раньше понять, что самые близкие могут быть чужими, а самые чужие - своими». Пришлось практически все переписать, а это порядка 400 страниц А4, миллион знаков. Мне кажется, такая же идея заложена в романе «Сад» Марины Степновой. Во всяком случае, в личной беседе Марина мою догадку не опровергла. 

Если же совсем не получается, то возьмите свою любимую книгу и подумайте: «А что если я расскажу эту историю так!» Например, в «Книге кладбища» (в русском переводе «История с кладбищем», и этот перевод совсем нехорош) в основе лежит «Книга джунглей» Киплинга. Сам Нил в своем курсе рассказывал, что начал работу с одной идеи, но она не прижилась. Тогда он сказал себе: «вернусь к этому позже, когда смогу». Спустя 20 лет он вынул рукопись из стола. А в перерыве изучал религиозную литературу и скандинавскую философию, в результате чего появились «Американские боги». Не бойтесь отложить работу, если к ней не подходит идея. 

Аксиома третья: не пытайтесь охватить необъятное.
Аксиома третья: не пытайтесь охватить необъятное.

В помощь - основные идеи классических произведений: 

  1. Измена. «Анна Каренина» Л.Н. Толстой сам описал идею так: «Разумеется, была и любовь, но бо́льшая доля была гордость успеха.» По факту - роман не просто книга об измене, это энциклопедия жизни, начиная с того, как прощать, заканчивая штопкой.
  2. Любовь. «В поисках любви» Н. Митфорд: поиски «правильного» мужчины никогда не приведут к настоящей любви. 
  3. Убийство. «Преступление и наказание» - неотвратимость наказания. «Бесы» - и самый отъявленный злодей способен избежать наказания. И это все один  Федор свет наш Михайлович Достоевский
  4. Семья. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин - много хочешь, больше потеряешь. А на деле, это история о настоящей любви и самопожертвовании. 
  5. Свои и чужие. «Васса Железнова» М. Горький - по замыслу: несовместимость богатства и нравственности; а по сюжету: и в самом прагматичном существе может жить настоящая любовь.
  6. Смерть. «Книга кладбища» Нил Гейман - мертвые тоже способны свершать. 

Никто не подскажет, как искать идею. Она может быть снежинкой на носу, листиком на тропинке, трепещущей травинкой на ветру, или облаком в небе. Может лежать на дне чашки с чаем, или таиться в самом глупом сериале. Идеи это вещи, явления, мысли. Раскройте глаза, навострите уши, сосредоточьтесь. Хотя бы, вот пример: схема лондонского метро - роман Нила Геймана «Никогде».

Ничего, если идея не оформилась. Продолжим работу над ее поиском во время создания фабулы и сюжета.