У Юрия Трифонова в «Доме на набережной есть такой персонаж по фамилии Глебов, который ищет идею, а найти не может. Ходит по домам, ищет. И в общем, повесть говорит и о том, в частности, на что Глебов способен в своих поисках.
Идею найти очень сложно. У всех у нас есть истории, которые мы хотели бы поведать миру. Поверьте, ваши истории миру не интересны. Интересна идея. Искать идею в себе никогда не следует, ее нужно брать из себя. Разумеется, это правило не касается того единственного в мире человека, который сумел найти настоящую любовь, жениться, построить дом, посадить дерево и вырастить сына, ну а после развестись и умереть. Но это не вы! Придется потрудиться.
Не пишите, если не изучили материал! Это будет вранье и читатель раскусит вас сразу. Почему-то все начинающие авторы хватаются за богов, ангелов, войну и любовь? Привлекательно! Но Нила Геймана с Терри Пратчеттом, Булгакова не переплюнуть. Это самые сложные темы. Хотите написать про ангелов- изучите оба завета и житие святых, а также философские трактаты. Хотите про войну- прочитайте документальную хронику тех времен, воспоминания участников, и не только с одной стороны. Про любовь все ясно, там Шекспир потрудился. Например, Виктор Пелевин очень много читает. Если где-то не дочитал, то роман не удается.
Практические советы:
- Напишите список идей.
- Каждая идея должна умещаться в одно простое и короткое предложение. Сложносочиненный опус на полстраницы не подойдёт.
- Посмотрите список, проверьте, какие идеи могут изменить ваш мир. Труби рекомендует писать список желаний, что вы хотите от своего произведения.
- Попробуйте воспользоваться методами Олега Сироткина: противоречием, перевертышем или парадоксом. Возьмите, например простую поговорку и переверните ее наоборот: «шибче едешь-ближе слезешь» или «На Бога не надейся, делай сам». Или организуйте парадокс, спросив себя: «А что, если?» Что если земля квадратная? Подумайте, как будут сменяться дни и ночи, каким будет горизонт? Идея всегда заложена в самой простой истине.
- Не пытайтесь объять необъятное, идей должно быть не больше трех. Выберите главные.
- Не старайтесь сразу зацепиться за идею, она может и должна измениться в процессе работы.
Если сразу идея не нашлась, не огорчайтесь! Продолжайте поиски. Если идея стоящая, то она сама вас найдет. Она уже сидит в голове, просто спрятана.
Когда я писала роман «Сага об Ивановых, Петровых и Сидорове», идея у меня была одна- рассказать историю семьи. В конце истории мимолетная мысль оформилась и превратилась в идею: «В любых человеческих отношениях нужно выделять своих, а главное, как можно раньше понять, что самые близкие могут быть чужими, а самые чужие - своими». Пришлось практически все переписать, а это порядка 400 страниц А4, миллион знаков. Мне кажется, такая же идея заложена в романе «Сад» Марины Степновой. Во всяком случае, в личной беседе Марина мою догадку не опровергла.
Если же совсем не получается, то возьмите свою любимую книгу и подумайте: «А что если я расскажу эту историю так!» Например, в «Книге кладбища» (в русском переводе «История с кладбищем», и этот перевод совсем нехорош) в основе лежит «Книга джунглей» Киплинга. Сам Нил в своем курсе рассказывал, что начал работу с одной идеи, но она не прижилась. Тогда он сказал себе: «вернусь к этому позже, когда смогу». Спустя 20 лет он вынул рукопись из стола. А в перерыве изучал религиозную литературу и скандинавскую философию, в результате чего появились «Американские боги». Не бойтесь отложить работу, если к ней не подходит идея.
В помощь - основные идеи классических произведений:
- Измена. «Анна Каренина» Л.Н. Толстой сам описал идею так: «Разумеется, была и любовь, но бо́льшая доля была гордость успеха.» По факту - роман не просто книга об измене, это энциклопедия жизни, начиная с того, как прощать, заканчивая штопкой.
- Любовь. «В поисках любви» Н. Митфорд: поиски «правильного» мужчины никогда не приведут к настоящей любви.
- Убийство. «Преступление и наказание» - неотвратимость наказания. «Бесы» - и самый отъявленный злодей способен избежать наказания. И это все один Федор свет наш Михайлович Достоевский
- Семья. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин - много хочешь, больше потеряешь. А на деле, это история о настоящей любви и самопожертвовании.
- Свои и чужие. «Васса Железнова» М. Горький - по замыслу: несовместимость богатства и нравственности; а по сюжету: и в самом прагматичном существе может жить настоящая любовь.
- Смерть. «Книга кладбища» Нил Гейман - мертвые тоже способны свершать.
Никто не подскажет, как искать идею. Она может быть снежинкой на носу, листиком на тропинке, трепещущей травинкой на ветру, или облаком в небе. Может лежать на дне чашки с чаем, или таиться в самом глупом сериале. Идеи это вещи, явления, мысли. Раскройте глаза, навострите уши, сосредоточьтесь. Хотя бы, вот пример: схема лондонского метро - роман Нила Геймана «Никогде».
Ничего, если идея не оформилась. Продолжим работу над ее поиском во время создания фабулы и сюжета.