8,7K подписчиков

ДУХ РОЖДЕСТВА: несколько сведений о Великом Событии

343 прочитали

Вот и пришло незаметно в наши дома Рождество – любимейший праздник христиан всего мира. Испокон веков на Руси эти дни всегда торжественно отмечали. По дворам ходили переодетые в ангелов и пастушков «христославцы» с Рождественской звездой и радостным пением возвещали жителям городов и селений о родившемся Христе. Так начинались Святые Дни, длящиеся до Крещения и сопровождающиеся широкими народными гуляниями.

Однако есть несколько интересных фактов об этом величайшем Празднике, известных сегодня не каждому верующему человеку. О них и пойдет речь в этой статье.

Вот и пришло незаметно в наши дома Рождество – любимейший праздник христиан всего мира. Испокон веков на Руси эти дни всегда торжественно отмечали.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО:

- ОТНЮДЬ НЕ ВСЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ ОТМЕЧАЮТ РОЖДЕСТВО 7 ЯНВАРЯ

Мы привыкли к тому, что Россия и ее ближайшие соседи, исповедующие Православие, отмечают этот светлый праздник 7 января. Торжественные богослужения проходят в этот день также в Белоруссии, Украине, Сербии, Грузии и даже на Святой Горе Афон. Однако многие представители нашей конфессии все же отмечают Рождество, также как католики и протестанты, 25 декабря. Среди них болгары, греки, киприоты, румыны, а также православные американцы.

И дело здесь совсем не в том, что эти поместные Церкви живут по европейскому летоисчислению. Дело в том, что в основе их календаря лежит, так называемый, НОВОЮЛИАНСКИЙ СТИЛЬ, предложенный в начале ХХ века профессором небесной механики Милутином Миланковичем. Этот стиль до 2800 года будет совпадать со стилем григорианским, по которому живет сейчас почти все мировое сообщество. В 20-х годах прошлого столетия Русская Церковь, на 2/3 захваченная в то время обновленцами, пыталась ввести новоюлианский стиль и в России, но среди верующего населения страны начались такие серьезные возмущения и массовые негодования подобным вмешательством в многовековые устои Русского Православия, что власти и церковные иерархи поспешили побыстрее отозвать столь необдуманные и дерзкие проекты. Поэтому наша Церковь до сих пор живет по юлианскому летоисчислению, разработанному александрийскими астрономами и введенному в обиход в 45 г. до н.э. в Римской Империи по приказу Юлия Цезаря.

- ДО НАШИХ ДНЕЙ СОХРАНИЛИСЬ ЯСЛИ МЛАДЕНЦА ИИСУСА, ПЕЛЕНЫ, В КОТОРЫЕ ОН БЫЛ ЗАВЕРНУТ, И ДАРЫ ВОЛХВОВ

Как известно из Писания, Сын Божий родился в пещере, расположенной на окраине Вифлеема. Святое семейство укрылось там, поскольку для них не нашлось места в гостинице, когда Пречистая Дева Мария и Иосиф, следуя приказу императора, прибыли в этот город для переписи. Младенец Иисус пришел в этот мир словно странник, и только такие же путники (волхвы да пастухи) пришли Ему поклониться.

В момент рождения Спасителя над Вифлеемом взошла яркая звезда, увидев которую, ожидающие этого события волхвы поспешили к Новорожденному, чтобы воздать Ему почести. Дары этих мудрецов свидетельствуют об их прозорливости, ведь они преподнесли Божьему Сыну ладан, ценившийся в те времена наравне с золотом и использующийся при богослужениях, смирну, представляющую собой ценнейшее благовоние, используемое в храме и при погребении, и золото, во все века преподносившееся царям в знак их величия.

В настоящее время эти святыни, подаренные волхвами Божественному Младенцу, находятся на Афоне в монастыре святого Павла.

Вот и пришло незаметно в наши дома Рождество – любимейший праздник христиан всего мира. Испокон веков на Руси эти дни всегда торжественно отмечали.-2

Пелены Младенца Христа, сделанные Богородицей из рубахи праведного Иосифа, почти 800 лет хранились в Константинополе, но в конце VIII в. византийская императрица Ирина, намереваясь женить своего сына на дочери императора Карла Великого, передала их в качестве свадебного подарка будущим родственникам. Священные пелены поместили в специально выстроенный по приказу Карла Ахенский Имперский собор, где они и пребывают по сей день в качестве главной храмовой святыни, подающей обильные исцеления богомольцам. Реликвия хранится завернутой в шелковую ткань, которую регулярно обновляют. Старую же ткань, разрезая на лоскутки, раздают паломникам или посылают в больницы.

пелены Младенца Иисуса в кафедральном соборе Ахена
пелены Младенца Иисуса в кафедральном соборе Ахена

Ясли, в которых лежал родившийся Спаситель, хранятся в Риме в старинном храме Санта-Мария-Маджоре. Они представляют собой несколько дощечек, которыми была покрыта в свое время каменная кормушка в пещере Рождества.

ковчег с досками от яслей Богомладенцца Христа в соборе Санта-Мария-Маджоре
ковчег с досками от яслей Богомладенцца Христа в соборе Санта-Мария-Маджоре

- ТОЧНАЯ ДАТА РОЖДЕНИЯ СПАСИТЕЛЯ НЕИЗВЕСТНА

Христиане стали отмечать Рождество Спасителя только лишь с IV века. Первые последователи Его учения этого не делали, поскольку пышные торжества в дни рождения в те времена устраивали только язычники.

Дата этого священного события несколько условна, поскольку в Евангелии не указан точный день, в который оно произошло. Дата 25 декабря была утверждена учителями Церкви в 431 г. на Третьем Вселенском соборе. Подобно тому, как древние римляне отмечали в этот день свое главное торжество - знаменитые «сатурналии» - зимний солнцеворот, святые отцы постановили отмечать в этот день Рождение Искупителя, знаменующее рождение Нового мира.

- В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ РОЖДЕСТВО ОФИЦИАЛЬНО ПЕРЕСТАЛИ ОТМЕЧАТЬ ИЗ-ЗА «ПРОМЫШЛЕННОГО РЫВКА»

Придя к власти, советское правительство пыталось воспитать у граждан молодой республики новую, отличную от дореволюционной, систему ценностей. Однако Рождество не сразу ушло из быта обывателей. Это произошло лишь в 1929 году, когда для того, чтобы совершить в государстве «индустриальный рывок», был введен новый промышленный календарь. Этим календарем в стране вводилась так называемая «непрерывка», предусматривающая выходные дни у трудящихся граждан в разное время. Привычная 7-дневная неделя отменялась, а вместо нее вводилась неделя «побригадная», благодаря которой рабочий процесс ни на час не останавливался. В то время в стране осталось только 2 общих выходных: День Интернационала (1-2 Мая) и День Революции (7-8 ноября). Под запрет попали и все религиозные праздники, в том числе и любимое народом Рождество.

Однако, несмотря на запрет и наказание, многие люди все равно продолжали тайно отмечать это Великое Событие. Праздник устраивали за плотно задвинутыми шторами, а маленькие елочки либо проносили, пряча их в вещах, либо распиливали елку на части, а дома тайком ее собирали.

Так прошло несколько лет… И неожиданно 28 декабря 1935 г. в газете «Правда» появилась заметка кандидата в Политбюро ЦК Павла Постышева под заглавием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую Елку!» Эта весть моментально разлетелась по всем уголкам государства. На следующий же день после публикации вышло постановление об организации на местах детских елок по новой инструкции (это называлось «весело и без занудства»). А уже через год стали устраивать Главные Елки страны в Колонном зале Дома Союзов.

Празднование Нового года в советский период во многом копировало дореволюционное Рождество. Практически все внешние атрибуты Торжества были перенесены на этот гражданский праздник: нарядная сверкающая елка, подарки, обильное застолье с песнями и новогодний маскарад. Елочные украшения того периода отражали реалии времени: так, в 30-е годы прошлого столетия они часто носили военно-патриотический характер и изображали самолеты, дирижабли, звезды, маленькие танки, а в 60-е появились фигурки космонавтов, спутников и ракет.

И только лишь в 90-е годы ХХ-го столетия людям официально вернули Рождество.

27 декабря 1990 г. Верховный Совет РСФСР, в связи с обращением к Правительству святейшего патриарха Алексия II, объявил Рождество Христово нерабочим днем. И уже 7 января 1991 г. впервые в прямом эфире транслировалось праздничное Рождественское Богослужение.

- ПОЧЕМУ В СОЧЕЛЬНИК НА СТОЛ СТАВИЛИ ДВЕНАДЦАТЬ ПОСТНЫХ БЛЮД

Канун Праздника называется Рождественским Сочельником. Это последний день 40-дневного поста, предваряющего Торжество, в который по Церковному Уставу предписывается строгое воздержание. До первой звезды вкушать пищу не благословляется.

Большинство исследователей полагают, что свое название Сочельник получил из-за сочива - обрядового блюда из крупы и меда, приготовляемого в этот день. Сочиво является одновременно и постным, и праздничным блюдом. Готовят его либо из вареных зерен пшеницы, либо, в некоторых регионах, из риса или чечевицы, смешанных с растертыми орехами и зернами мака. Заправляют блюдо медом или патокой.

Существует также версия, что Сочельник получил название от другого блюда, готовившегося в ранние века на Востоке в канун Рождества, - от сочня (или сочника), представлявшего собой лепешку из пресного теста, густо смазанную конопляным маслом. Сверху на нее укладывали кашу, сыр или ягоды. На Руси сочни тоже всегда были популярны: их делали и постными, и праздничными.

Хозяйки готовятся к этому дню заранее: «до блеска» вычищают свой дом и украшают его. Устанавливают елку и прочие атрибуты Праздника. Иногда жилища украшают самодельными вертепами, сделанными вместе с детьми. Стол накрывают праздничной белой скатертью, под которую по традиции кладут немного сена, напоминающего о яслях Спасителя.

Особым атрибутом Сочельника во всем мире являются горящие свечи – символ Вечного Света, Божественного Христа, воссиявшего людям среди ночного мрака.

С появлением первой звезды семья собирается за столом. Этот старинный обычай тоже имеет некоторое сакральное значение. В нем заключено воспоминание о первом чуде Спасителя, когда во время свадебного пиршества в Кане Галилейской Он превратил воду в вино, а также о Тайной Вечере накануне Его Честных Страданий. В некоторых регионах России, как и в отдельных уголках Европы, даже сохранилась традиция ставить в Сочельник на стол 12 постных блюд (по числу пребывавших в то время с Ним апостолов).

Часто в домах верующих звучат в этот день отрывки из Евангелия о Рождестве Искупителя.

Вот и пришло незаметно в наши дома Рождество – любимейший праздник христиан всего мира. Испокон веков на Руси эти дни всегда торжественно отмечали.-5

- КТО СОЗДАЛ ПЕРВЫЙ В МИРЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ВЕРТЕП

Традиционно в святочные дни на Руси устраиваются народные гуляния с песнями, колядками, катаниями с гор и прочими зимними забавами. Неотъемлемым атрибутом торжеств являются также и вертепные представления.

По Преданию первый в истории вертеп создал в ХIII в. учредитель ордена францисканцев, почитаемый в католичестве Франциск Ассизский. Побывав на Святой Земле, он решил воссоздать атмосферу евангельского события у себя на родине, и в 1223 г. на Рождество устроил в итальянском селении Греччо, по рельефу весьма напоминающему окрестности Вифлеема, первый «живой» вертеп. В дальнейшем по всему миру стали распространяться подобные рождественские спектакли, с участием людей и с использованием кукол.

Эту традицию переняли в XVIII веке и в России. Впервые вертепное представление устроили ученики Киевской Братской коллегии, устроенной по европейскому образцу. Ее выпускники, направляемые на служение в различные губернии государства, постепенно распространили это новшество, тепло принятое в народе, по всей стране.

Рождественский вертеп в московском храме святого Георгия Победоносца
Рождественский вертеп в московском храме святого Георгия Победоносца

- НА ШЕСТОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ ПРИРАВНЯЛИ ЗАНЯТИЯ ВОРОЖБОЙ И МАГИЕЙ К УБИЙСТВУ

Накануне рождественских дней церковнослужители напоминают пастве о недопустимости языческих обрядов и гаданий, которые были запрещены еще Ветхим заветом. Во все времена находились люди, стремящиеся заглянуть за «завесу будущего», которое Господь открывает с определенной целью только святым праведникам.

Гадание – это обращение к темным силам, никогда не остающееся без духовных последствий. Человек, желая получить ответ о грядущих событиях, отдает лукавым духам свою душу. Иной раз, это заканчивается беснованием и одержимостью. Но даже если по Милости Божией человек остается внешне не поврежденным, духовные последствия все равно неизбежны.

Гадание в Святые дни является кощунством, поскольку вместо того, чтобы пребывать в этот период с Господом, желающие узнать будущее обращаются к Его противникам – демонам и их приспешникам: магам, чародеям и прочим ворожеям.

Шестой Вселенский собор постановил людей крещеных, но занимающихся ворожбой, отлучать от Церкви. Занятия же магией собравшиеся там учителя Церкви приравняли к убийству, поскольку маги и чародеи, общаясь с нечистыми духами, губят не только себя, но и убивают души обывателей, к ним обращающихся.

Иеромонах Никон (Белавенец) строго наставляет: «Гадать нельзя ни в каком виде. Даже ради шутки. С дьяволом опасно шутить: ты его шутливо позвал, а он придет всерьез и надолго! Нельзя представлять дьявола в виде маленького бесенка, «на котором кузнец Вакула в Петербург летал». Это страшная сила! Нужно научиться со смирением относиться к тому, что Господь нам открывает. А Он открывает нам ровно столько, сколько нам нужно для спасения души».

К.Е. Маковский "Святочные гадания" (1890 г.)
К.Е. Маковский "Святочные гадания" (1890 г.)

#религия #православие #мистика #саморазвитие #семья