Найти тему
Маргинальная мама

Персональные данные родителей. О чём нужно рассказать в учебном заведении, а о чём - нет.

Оглавление

Раскрытие личной информации посторонним лицам – для многих ситуация щепетильная.

Люди опасаются заполнять документы куда бы то ни было. Мало ли, где потом всплывет их личная информация и как будет использована.
Да и право на личную жизнь никто не отменял.

Но не всегда реально скрыться за ником или набором символов. Одним из моментов, когда нужно рассказать о себе и своих детях правдивую информацию и подтвердить ее документально, является поступление в общеобразовательное учреждение.

Не предоставить информацию о родителе (законном представителе) и поступающем ребенке не получится. Однако, её объем и характер четко регламентируются нормативными актами.

Какие документы должны быть предоставлены
в детский сад?

Согласно Приказу Минпросвещения от 15 мая 2020 г., №236, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение необходима следующая информация:

паспорт или иной документ, удостоверяющий вашу личность;

свидетельство о рождении ребёнка или иной документ, удостоверяющий личность ребёнка;

документ, подтверждающий место жительства ребёнка;

медицинское заключение;

При необходимости к ним добавляются:

акт о назначении опекуна;

заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

документ, подтверждающий потребность в обучении в группе оздоровительной направленности;

Кроме того, подписывается договор об образовании. Указания иных личных сведений в нем не предполагается.

Какая информация должна быть предоставлена в общеобразовательное учреждение (школу, гимназию, лицей)?

Пункт 24 Приказа Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" гласит, что в заявлении о приеме на обучение родителем (законным представителем) ребенка или поступающим, реализующим право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона, указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) ребенка или поступающего;

дата рождения ребенка или поступающего;

адрес места жительства и (или) адрес места пребывания ребенка или поступающего;

фамилия, имя, отчество (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

адрес места жительства и (или) адрес места пребывания родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка;

адрес(а) электронной почты, номер(а) телефона(ов) (при наличии) родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего;

о наличии права внеочередного, первоочередного или преимущественного приема;

о потребности ребенка или поступающего в обучении по адаптированной образовательной программе и (или) в создании специальных условий для организации обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) или инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения ребенка по адаптированной образовательной программе);

согласие поступающего, достигшего возраста восемнадцати лет, на обучение по адаптированной образовательной программе (в случае необходимости обучения указанного поступающего по адаптированной образовательной программе);

язык образования (в случае получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);

родной язык из числа языков народов Российской Федерации (в случае реализации права на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка);

государственный язык республики Российской Федерации (в случае предоставления общеобразовательной организацией возможности изучения государственного языка республики Российской Федерации);

факт ознакомления родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с общеобразовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

согласие родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка или поступающего на обработку персональных данных.

Какие документы должны быть предоставлены в общеобразовательное учреждение (школу, гимназию, лицей)?

Согласно пункту 26 настоящего Приказа, это:

копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) ребенка или поступающего;

копия свидетельства о рождении ребенка или документа, подтверждающего родство заявителя;

копия документа, подтверждающего установление опеки или попечительства (при необходимости);

копия документа о регистрации ребенка или поступающего по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства (в случае приема на обучение ребенка или поступающего, проживающего на закрепленной территории, или в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования);

справка с места работы родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей) ребенка (при наличии права внеочередного или первоочередного приема на обучение);

копия заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии).

Также регламентируются различные частные ситуации.

Например:

При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка предъявляет(ют) оригиналы документов, указанных в абзацах 2 - 5 настоящего пункта, а поступающий - оригинал документа, удостоверяющего личность поступающего.

При приеме на обучение по образовательным программам среднего общего образования представляется аттестат об основном общем образовании, выданный в установленном порядке.

Родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, дополнительно предъявляет(ют) документ, подтверждающий родство заявителя(ей) (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

Какие есть тонкости?

Что примечательно, пункт 27 настоящего Приказа гласит: не допускается требовать представления других документов в качестве основания для приема на обучение по основным общеобразовательным программам.

Это означает, что никакую другую информацию у родителя и самого ребёнка просто не имеют права запрашивать. Ни в письменном, ни в устном виде. Кроме того, если проводится какое-то анкетирование или беседа с целью выяснения личных данных у ребенка, родитель должен подписать согласие на это. Если он отказывается или не уведомлен, сбор личных данных незаконен.

Что бы ни было прописано в уставе образовательного учреждения, он не может идти в разрез с нормативными документами более высокого ранга, то есть Законами, Приказами Министерств и Конституцией РФ.

Поэтому никто не может заставить родителя рассказать, например, о площади квартиры, доходах, любом имуществе, личных отношениях, банковских картах и счетах и т.д.

При этом, пункт 28 поясняет, что родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка или поступающий имеют право по своему усмотрению представлять другие документы.

То есть, если родитель захочет или посчитает, что какие-то иные сведения, не регламентируемые пунктом 24 настоящего Приказа, могут быть необходимы для поступления ребенка в школу или для его текущего обучения, то он может их предоставить по своему желанию.