Накануне Нового года башни-близнецы в Анкаре окрасились в цвета флагов Кыргызстана и Турции. Акция была приурочена к 30-летию установления дипломатических отношений между двумя странами. Это своего рода реверанс мягкой силы пантюркизма в адрес Киргизии, втягиваемой в сферу интересов Турции как слагаемое в идеологии «тюркского единства», входящее во все ключевые геополитические инициативы и проекты пантюркистов с 2000-х годов.
Прикрываясь подобными реверансами, с осени силовые структуры Киргизии открыто вооружаются турецкими боевыми беспилотниками Bayraktar TB2. Очередную их партию руководство Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Киргизии приобрело для Пограничных войск в декабре, хотя не может не осознавать, что «Турция поставляет их не просто желающим, а тем, кто намерен соперничать с Москвой».
Киргизская «многовекторность» уже не первый год сужается в пользу Анкары и Запада. Сегодня киргизский вектор «Великого Турана» характеризуется тем, что его сторонниками ведется активная работа по скорейшему началу реализации проекта трансконтинентальной железной дороги через Киргизию (и Узбекистан) из Китая в Европу.
Эти процессы сопровождаются наступлением на позиции русского языка, пока еще имеющего по Конституции КР статус «официального». Киргизия де-юре запретила его использовать в делопроизводстве еще в 2013 году. А ныне и вовсе готовится новая редакция конституционного закона «О государственном языке», принятие которого лишь усилит языковую дискриминацию и умножит действия, направленные на выдавливание русского языка из всех сфер общественной жизни.
В школьных учебниках истории всерьез фантазируют о населении великого Кыргызстана прошлого и рассказывают, как его обижали плохие русские, перемежая все это словосочетаниями в духе «сибирские кыргызы, воюющие с российско-сибирской администрацией» и «завоевание Северного Кыргызстана» Россией.
Тем временем нынешние, не фантазийные, а реальные киргизы уже отнесены на «Карте тюркского мира» в турецком учебнике истории за 9 класс (7-е издание, 2014 г.) к неотъемлемой части «Великого Турана» – под № 6, сразу же после казахов и узбеков. Турецкий оригинал этой карты и нарисованную заново и переведенную на русский язык карту с увеличенной подписью приводит в своем телеграмм-канале «Турция – это Turkey-is.ru» Иван Стародубцев – автор книги «Россия – Турция: 500 лет беспокойного соседства».
Словно следуя этим заветам, с октября 2009 года Киргизия является активным членом Совета сотрудничества тюркоязычных государств (недавно переименован в Организацию тюркских государств) – международной организации, являющейся одним из ключевых проводников «мягкой силы» пантюркизма на постсоветском пространстве. В 2012 году Киргизия вместе с Турцией, Азербайджаном и Казахстаном приняла «флаг наподобие флага Евросоюза, который будет обязателен для всех тюркоязычных стран наряду с национальными». Как сообщил на специальной пресс-конференции в Бишкеке глава МИД Турции Ахмед Давудоглу, для единого флага были взяты символы всех четырех государств: солнце – из флага Киргизии, звезда – Азербайджана, цвет – Казахстана, полумесяц – Турции.
В ноябре прошлого года Киргизия и прочие участники организации подписали «Положение о создании Совета генеральных прокуроров тюркоязычных государств». В том же месяце по итогам VIII саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, переименованного в Организацию тюркских государств (ОТГ), в Стамбуле была подписана концепция «Видение тюркского мира – 2040», или «Дорожная карта» сотрудничества в рамках тюркского мира. При этом самые важные вехи устава организации явно выходят за традиционные в подобных случаях рамки укрепления культурной идентичности. Они предусматривают:
- Увеличение доли национальных валют в торговле между государствами-членами для сокращения зависимости от иностранных валют и защиты от внешних финансовых эффектов на основе взаимных интересов.
- Достижение дальнейшей гармонизации национальной культурной, образовательной и молодежной политики, создание возможности для достижения единства в алфавите и терминологии для улучшения коммуникации среди государств-членов.
- Создание общетюркского информационного и медиа-пространства посредством институционального сотрудничества телевидения, информационных агентств и СМИ, объединение усилий для борьбы с дезинформацией.
- Обеспечение мобильности студентов, исследователей и ученых за счет совместной политики и инструментов, в том числе партнерских программ, а также организация конкурсов в различных отраслях науки.
Помимо этого, программа ОТГ предусматривает сотрудничество с Евросоюзом, ОБСЕ, Вышеградской группой (с НАТО оно де-факто уже идет, поскольку Турция – активный члена альянса). И нигде нет упоминаний о постсоветской евразийской интеграции, ее организациях и проектах.
Фактически перед нами – сценарий по крайней мере частичного замещения СНГ, членами которого являются входящие в состав ОТГ Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан), «великотуранским» проектом Тюркского мира.
Но в том же Бишкеке этого будто не видят. Выступая на VIII саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, президент КР Садыр Жапаров заявил, что «кыргызская сторона полностью поддерживает стратегический документ „Видение тюркского мира – 2040“… Эта Дорожная карта, играющая ключевую роль, покажет основные направления развития тюркского мира в будущем».
Стоит также обратить внимание на объявление о формировании «Механизма гражданской обороны» стран ОТГ. По мнению некоторых экспертов, это – прямой шаг в направлении создания единой армии тюркского мира под главенством Турции и ее амбициозного президента Реджепа Эрдогана и замещения ею сил ОДКБ.
Оригинал статьи размещен здесь