Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему у Запорожца двигатель V-образный, а не рядный, как у других советских легковушек

Многие знают, что у советского легкового автомобиля Запорожец очень необычный двигатель. И он отличается сразу по трём пунктам от других советских двигателей легковых автомобилей:

- он с воздушным охлаждением, а не с жидкостным;

- он расположен сзади, а не спереди;

- а ещё он V-образный, а не рядный.

И это довольно странно - делать V-образный четырёхцилиндровый двигатель, тогда как все другие советские легковушки имели то же число цилиндров, но рядное расположение (ЛуАЗ не в счёт, там этот же мотор стоит).

Но такая конструкционная особенность появилась неспроста, потому что до появления знаменитого ЗАЗ 968 Советский Союз выкупил патент у итальянского Фиата и начал производить ЗАЗ 965. Выкупили лицензию на производство вместе с двигателем, который был V-образный и 4-цилиндровый.

-2
И объяснение в использовании именно такой конфигурации цилиндров было довольно простым: машинка маленькая, и поэтому рядный 4-цилиндроввй двигатель просто не вошёл бы в этот компактный кузов малолитражки. Пришлось делать мотор короче, т. е. V-образным. А воздушное охлаждение позволяло избавиться от дополнительного радиатора и вентилятора, что тоже положительно влияет на компактность.
-3

Но это никак не объясняет тот факт, что и на новой 968-й модели Запорожца применялся 40-сильный V-образный двигатель МеМЗ-968.

Однако если заглянуть под капот новой модели Запорожца (если можно так выразиться), то места там не так уж и много.

-4

И если туда установить классическую рядную четвёрку от какого-нибудь ВАЗа, то радиатор с вентиляторами точно ушли бы вбок, а сам мотор практически упирался бы в стенку, на которой крепится госномер.

Вот что будет, если соединить между собой родную МКПП от Запорожца с рядным 4-цилиндроаым двигателем:

-5

Войти-то он может и войдёт, и есть опыт такого сращивания с последующей установкой. Но перенос радиатора с вентилятором вбок существенно повышал риск закипания. Нужно было ставить два радиатора по одному на оба "уха" Запорожца, но и этого частенько не хватало. И поэтому на 968-й модели V-образный воздушник было решено не менять на рядный жидкостник.

Есть также ещё один безусловный плюс V-образного расположения цилиндров, и он связан с охлаждением.

-6

При таком расположении воздушный поток, который нагнетается вентилятором, раздваивается и равномерно охлаждает все 4 цилиндра. Если бы они обдувались, стоя в один ряд друг за другом, то ближний к вентилятору цилиндр охлаждался бы лучше чем тот, который стоит дальше от вентилятора. Отсюда возникал бы неравномерный износ.