Сегодня Хаяо Миядзаки исполняется 81 год — мы не могли обойти это событие и подготовили рассказ о неизвестной многим стороне работ мастера, которая имеет тесную связь с его собственным детством.
Речь идёт о чувстве вины за благополучное детство и недостаточную решительность в минуты, когда другие люди нуждались в помощи.
Привет! Нас зовут Настя и Катя, и мы увлекаемся изучением азиатской культуры уже много лет. На этом канале мы чаще всего поднимаем темы, связанные с Южной Кореей. Но сегодня особый случай!
Мы выросли на работах Хаяо Миядзаки, но совсем недавно они открылись нам по-новому и вместе с тем стали огромным источником вдохновения. Нам искренне захотелось окунуться в историю жизни режиссёра — мы так и сделали, благодаря чему смогли увидеть его творчество с другой стороны.
В этой заметке мы постараемся показать её вам!
Детство великого режиссёра
Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио.
Его отец и дядя владели фабрикой по производству вентиляторных ремней для военных самолётов. Среди самолётов, для которых они делали запчасти, были и те, что участвовали в нападении на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года.
Хаяо Миядзаки не скрывает связь своей семьи с войной: ещё ребёнком он испытал чувство вины и ответственность за это.
Благодаря своему делу семья Миядзаки жила в достатке — она могла позволить себе дом, машину и бензин, который в то время был в дефиците. Последние не раз помогали будущему режиссёру и его близким спасаться во время бомбардировок. Одну из них Хаяо запомнил на всю жизнь.
Женщина с ребёнком на руках
В 1944-1946 гг. Хаяо Миядзаки вместе с братьями и родителями жил в поместье дедушки в городе Уцуномия (примерно в 100 км от Токио). 19 июля 1945 на него обрушилась воздушная бомбардировка огромной силы. В результате неё половина домов была разрушена, пламя объяло улицы.
Семья Миядзаки пыталась покинуть горящий город автомобиле, когда к ним подбежала группа людей. Среди них была женщина с маленькой девочкой, умолявшая о помощи. Но в машине было слишком мало места — семья продолжила путь.
В памяти Хаяо Миядзаки навсегда остались крики женщины с ребёнком, которая бежала за автомобилем, пока не скрылась из виду.
Будущий режиссёр часто размышлял о том, как могла сложиться ситуация, если бы он и или его старший брат попросили взрослых остановиться. Впоследствии воспоминания о произошедшем оказали на него сильнейшее влияние.
Интересно, что у старшего брата Хаяо Миядзаки остались другие воспоминания о том событии. По его словам, машина была очень маленькой — в неё больше никто не смог бы поместиться. К тому же к ним обращался мужчина, а не женщина.
Сам Миядзаки признавался, что его воспоминания не очень ясные. Он не уверен, его ли они или возникли после рассказов родителей. Тем не менее он хорошо помнит женщину с ребёнком — этот образ поселился в его сознании в возрасте 4 лет и остался с ним навсегда.
Влияние на работы
Многие герои фильмов Миядзаки — дети. Они совершают осознанные поступки, переживают потери, но не теряют надежду на лучшее и борются. По представлениям Миядзаки они могут менять мир так же, как и взрослые.
Если взять каждую работу режиссёра, можно проследить связь между ней и опытом Миядзаки. Осознание этого помогает открыть любимые фильмы с новой, более глубокой стороны. Не удивительно ли это?
Удивительно! И всё благодаря силе духа человека, который принял своё прошлое и переложил выводы из него на свои произведения, создав целые миры! Спасибо ему за это! С днём рождения! ❤️
Надеемся, что вам понравилась наша заметка! Пишите в комментариях, какие работы режиссёра ваши самые любимые?