Продолжаю серию Советов для начинающих предпринимателей и следующий Совет - Знайте, чего вы хотите!
У меня был товарищ в Самаре, владелец ресторана быстрого обслуживания. Его сотрудники применяли весьма успешную тактику. Они спрашивали у посетителя:"А не хотите ли к этому блюду, жареного картофеля?"" Более 20 процентов посетителей соглашались,хотя сначала не намеревались заказывать что- либо к основному блюду.
Часто люди импульсивно приобретают что -нибудь, не задумываясь, нужно ли им это и выгодная ли цена. Чтоб избежать этого, составьте список необходимых покупок до похода по магазинам. Если вы покупаете автомобиль или компьютер, составьте список требований к нему.
Знайте рынок!
Мой друг Роман собирался отправится на собеседования для поступления в разные организации и в Тольятти и в Москве. Я спросил, куда он поедет сначала, и он ответил :- "В Тольятти". Я спросил почему.
-Мне хотелось бы жить именно там. - Моему другу казалось, что раз он хочет жить в Тольятти, то туда и надо устраиваться в первую очередь.
-Неправильно , - сказал я ему - начни с Москвы. Получишь там самое выгодное предложение, какое сумеешь, и с ним возвращайся в Тольятти.
Я объяснил ему, что если он начнет переговоры с компаниями, в которых он заинтересован больше всего, ему трудно будет выбрать критерии выгодного предложения. А пытаясь добиться приглашение на работу от фирм в Тольятти, он может получить представление о заработной плате, на которую стоит надеется, использовать эти данные в переговорах с другими компаниями.
Информация - самое ценное достояния того, кто ведет переговоры. Если вы хорошо подготовлены, вас трудно будет надуть. Знание сильной и слабой сторон позиции вашего оппонента даст вам немало преимуществ.
Знайте, когда следует свернуть в сторону.
На протяжении длительного времени, руководители одной крупной организации вели жаркие споры с профсоюзом. В конце концов они зашли в тупик, что привело компанию к банкротству, а сотрудников - к потере работы.
Таких тупиков можно избежать. Переговоры часто застревают на какой то точке. Когда это происходить, двигайтесь дальше. Найдите как можно больше пунктов, по которым можно прийти к соглашению. Затем вернитесь к спорному пункту.
Иногда, правда, тупик невозможно миновать. Осознание ваших целей может помочь вам в переговорном процессе. Представьте себе что вы приобретаете автомобиль. Спросите себя: Если я не куплю эту машину, какие альтернативы остаются?
Возможно, вы отправитесь к другому дилеру, можете выбрать другую модель, а может быть, отремонтируйте ваш старый автомобиль.
Каждый раз, когда вы представляете себе лучшую альтернативу, "наивыгоднейшая сделка",которую вам предлагают, перестает казаться таковой.
Никогда не оглядывайтесь назад!
Я видел интервью с бизнесменом, который выпустил облигации свой компании под фиксированный процент. Через три дня после того, как они были проданы, на рынке произошли крупные изменения. Если бы этот бизнесмен подождал несколько дней, он сэкономил бы приличные деньги.
Он сильно переживал? Ничуть не бывало. Когда репортер спросил его, доволен ли он, он ответил: "Конечно". Это была хорошая сделка. Могло быть и лучше, но могло ведь быть и хуже. Никогда не оглядывайтесь назад."
Задним умом всякий крепок. Единственный вопрос,который должен вас беспокоить: добились ли вы поставленной цели? Если да- смотрите вперед. Будут еще и другие сделки. Жизнь не стоит на месте.