Найти в Дзене
Игорь Орлов

История епископа Арсения о вреде частого причащения

Оглавление

Печальная история.

Одна дама, рассказывал епископ Арсений (Жадановский), стала часто причащаться Святых Христовых Тайн.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

На это обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить ее. Духовник, пообщавшись с ней, посоветовал ей больше внимание обратить на исследование себя в свете Евангелия и на качество исповеди. Причащаться же только тогда, когда без этого просто невозможно, с большим упованием на Божью помощь.

Женщина не послушала совет духовника. Как заметил епископ Арсений, для нее такой совет оказался поздним: частое причастие стало уже ее привычкой. От привычек, закрепленных в опыте, труднее всего отказываться.

Женщина не смущалась и продолжала каждый день причащаться. Дабы избежать кривотолков, она пошла на такое лукавство – стала посещать разные церкви для причащения.

За ней проследили (в те годы духовники чутко относились к своим духовным чадам, им не было безразлично), передали в другие Храмы, и нигде не допускали до Причастия. Сделано это было для ее же блага.

Женщина не угомонилась, а изобрела новую уловку. Она перестала ходить в церкви для Причастия, а совершала Причастие самой себе дома. Она сама готовила Святые Дары, сама их благословляла, совершала, якобы, Литургию и ежедневно само причащалась.

Дело ее, поведал епископ Арсений, завершилось печально. Она сошла с ума и попала в дом для умалишенных.

Какой вывод сделал епископ из этой печальной истории?

Относиться к Святому Причастию надо с благоговением, подходить к Чаше со смирением, как недостойный. Если так не поступать, то возникает самообольщение.

История подвижников Божьих знала примеры частого их причащения.

И им шло это во благо. Перед завершением земных дней все оптинские старцы ежедневно причащались. Это давало им силы. Часто прибегал к этому Таинству Иоанн Кронштадтский. И ему это приносило Святую благодать.

Собор преподобных старцев Оптинских (фото из Яндекс Картинки)
Собор преподобных старцев Оптинских (фото из Яндекс Картинки)

Почему так?

Смирение и покаяние было в их сердце. Чувство глубокого благоговения и упования на Бога. Глубока и неравнодушна была их исповедь перед Богом, прежде Причащения. В глубинах глубин сердца находили они притаившиеся страсти и исповедовали их. Освобождаясь от гнета их. При этом, понимая, как много еще их осталось - невидимых, но вредных.

Что стоит делать?

Пока сердце черство и гнойно страстями – стоит больше читать Евангелий, думать о Боге, исследовать свои поступки по Евангелию, учиться быть правильно самокритичным, а не самоопрадывающимся и самовлюбленным.

Вот, что стоит делать чаще и лучше (глубже, качественней, честней), а не к Причастию часто подходить.

Помнить полезно и напутствие святителя Иоанна Златоуста, который замечал, что вместе с причастием от Самого Христа, в сердце Иуды Искариота вошел сатана. Потому что нечисто в помыслах было сердце. Без покаяния, без желания, воли человека, от одного причастия, сердце не очистится. Напротив, страсть непокаянная, может раздуться сильнее.

Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Иоанн Златоуст (фото из Яндекс Картинки)

Можно попалиться огнем неправедного причастия, о чем замечает, например, святой Симеон Метафраст.

Еще два случая от епископа Арсения

Епископ Арсений приводит еще два примера о неправедном причастии из своей пастырской практики.

Одна женщина выговаривала ему, (в тоне обвинения), что ее каждый день не допускают до Святого Причастия, лишают ее радости быть со Христом постоянно.

Епископ спросил ее, считает ли она себя достойной этого, как исповедуется во грехах.

На что женщина ответила, что считает, и что не имеет грехов, уже все их проговорила не раз.

Другая особа тоже настойчиво требовала от епископа частого причастия. Но при этом, заметил он, от нее почти всегда, до неприличности разило табаком.

Полезное напутствие епископа Арсения.

Великое приготовление требуется к этому Таинству, великое благоговение перед Богом, великое покаяние и смирение перед Ним – заключает епископ Арсений.

Если человек, по смирению своему, посчитает себя недостойным подойти к Святой Чаше, откажется, а Бог увидит сердце его смиренное, то Он найдет как и через что подать Свою Благодать такому человеку. А это ведь и есть главный и тайный смысл Причастия.

(по материалам «Духовного дневника» епископа Арсения (Жадановского) М. Отчий дом, 2006)

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.