Путешествия во времени - идеальная форма эскапизма. Это интригующая идея, полная чудес и опасностей. Она объединяет прошлое, настоящее и будущее в единое целое. А основой историй о путешествиях во времени стали размышления о перспективах науки в викторианскую эпоху, богатую на открытия, изобретения и покорение новых земель.
Герберт Уэллс написал роман "Машина времени" в 1895 г. Герой истории - ученый, который создал машину времени и перенесся в будущее. В основе романа лежит восторг от невероятных научных открытий того времени.
Герберт Уэллс был первым, кто придумал устройство, позволяющее свободно перемещаться во времени. Формула путешествий была простой - изобретатель, машина и направление во времени.
В комедии "Назад в будущее" 1985 г. тоже использовалась эта формула. Эксцентричный изобретатель создал машину времени, получившую название DeLorean и выглядящую как старый автомобиль. Он и его юный друг отправляются в прошлое и к стандартной формуле путешествия добавилось новая составляющая - последствия из-за изменения хода естественного хода событий. Парадокс.
Изменения прошлого приводят к изменениям в настоящем. Главный герой попадает в "парадокс дедушки", его действия в прошлом грозятся стереть его самого из будущего. Ярким визуальным образом, который отразил эту идею в фильме стала фотография, с которой постепенно исчезали герои.
Первый, кто предложил идею разрушительных изменений от путешествий в прошлое стал Рэй Брэдбери, написавший рассказ "И грянул гром" в 1952 г. Там герои попадают во времена динозавров и нечаянно наступают на бабочку. Вернувшись в свое настоящее, они видят разруху. Равновесие миллионов лет было нарушено из-за мельчайшего изменения в прошлом. Этот феномен получил название "эффект бабочки". А спустя 40 лет была сформулирована "теория хаоса" - она постулирует, что история чрезвычайно чувствительна к начальным условиям.
Ярким примером фильма о путешествиях во времени, переполненного парадоксами, стала комедия "Невероятные приключения Билла и Теда" 1989 г. История тут возведена в абсурд.
Но помимо незадачливых путешественников во времени есть и властелины времени - безусловным образчиком которого является "Доктор Кто". С 1963 г. этот проект вдохновляет научную фантастику и рассказывает о путешественнике во времени, который живет в своей машине времени. За дверьми его ТАРДИС, выглядящей как полицейская будка, может оказаться любая эпоха. Это семейный приключенческий сериал, смешавший физику и историю, магию и технологии.
Но часто научно-фантастические фильмы сами по себе действуют на зрителей как машина времени, перенося их в новое видение будущего. С первых дней существования кинематографа этот жанр пытался представить будущее. Первым полнометражным научно-фантастическим фильмом считается немецкая лента "Метрополис" 1927 г. Он представил мрачное будущее, вдохновленное видами небоскребов Нью-Йорка.
Долгие годы будущее представало перед зрителями чистым, светлым и идеализированным. Как например в "Бегство Логана" 1976 г. Но в 1982 г. Ридли Скотт выпустил "Бегущий по лезвию" - фильм, в котором показано мрачное, ветхое будущее. Это антиутопический мир киберпанка, где все работает далеко не идеально и где творится бардак. Атмосфера, созданная в этом фильме была в дальнейшем многократно использована в других лентах о будущем.
"Бегущий по лезвию" основан на романе Филипа К. Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" 1968 г. Это и другие произведения писателя переполнены тревожными предсказаниями о развитии современного общества. Он предвидел многие глобальные изменения и проблемы Америки. Реальность он превратил в кошмарные сны, видения о последствиях технического развития общества.
Но концепция путешествий во времени дает нам и другую возможность - возможность встретиться с представителем из апокалиптичного будущего, который прибыл к нам, чтобы предупредить и предотвратить негативный ход событий.
"12 обезьян" 1995 г. рассказывает о человечестве, уничтоженном вирусом. Посланник из будущего должен предупредить о конце света, но его принимают за сумасшедшего. Общество считает посланника безумцем и не доверяет его словам.
Другим вариантом истории является встреча человека из будущего с самим собой. "Петля времени" 2012 г. предлагает историю, в которой ставится вопрос о возможности человека изменить ошибки прошлого и улучшать самого себя с течением времени. Это характерный мотив для всей научной фантастики - желание изменить прошлое, исправить ошибки.
Говоря о путешествиях во времени всегда возникает сюжет о героях, которые застряли во времени. В 1989-1993 г. выходил успешный сериал "Квантовый скачок". Он про ученого, который путешествовал во времени, но не смог вернуться обратно. Мужчина попадает в тела разных людей из прошлого, исправляет события их жизни, чтобы двигаться дальше, и надеется, что когда-нибудь сможет вернуться домой.
В "День сурка" 1993 г. главный герой попадает во временную ловушку. Он переживает один и тот же день множество раз. И тут тоже стоит дилемма - сможет ли человек, который проживает жизнь множество раз, исправить самого себя, или будет повторять одни и те же ошибки. Выскользнуть герою из временной ловушки помогает только то, что он начинает обращать внимание на окружающих и меняет свое отношение к ним. Его худший день стал его лучшим днем. А все потому что он сам его изменил.
Изначально в центре внимания всех историй о путешествиях во времени лежали приключения и изменения окружающей действительности. Но сейчас все больше историй, где главное - это личностные переживания путешественников во времени и их близких.
"Жена путешественника во времени" 2009 г. ставит вопрос о цене, которую путешественник вынужден платить за свою власть играть со временем и пространством. Одри Ниффенеггер опубликовала эту свою книгу в 2003 г., вдохновившись гонкой за расшифровку ДНК конца 1990-х. Ее путешественник во времени перемещается из-за генетической болезни. Мужчина попадает в самые неожиданные места и никак не может контролировать свои путешествия во времени. Это оказывает огромное эмоциональное влияние не только на него, но и на его близких.
Все истории о путешествиях во времени пленяют нас удивительными устройствами, парадоксами, видениями и предостережениями. Но по сути отражают настоящее.
Источник информации: Документальный сериал "Реальная история научной фантастики", BBC, 2014 г.
Больше по теме:
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )