Судя по всему, кризис в РК был спровоцирован местным кланом, тесно связанным с топливным сектором экономики.
С 19 года в Казахстане постепенно внедряли рыночные механизмы в образование цен у топливного сектора. А с 1 января 2022 года в стране осуществлен полный переход торгов сжиженным нефтяным газом через товарные биржи.
«Переход на электронную торговлю позволит сбалансировать цену на сжиженный нефтяной газ на основе спроса и предложения, что позволит привлечь инвестиции в создание новых производственных мощностей. Кроме того, рыночные механизмы положительно влияют на развитие конкуренции, сокращают влияние на рынок непродуктивных посредников, создают благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса»
как сообщают Взгляд и zakon.kz
Каким образом это позволит развиваться малому и среднему бизнесу в стратегическом секторе неизвестно, особенно при тесной связке властей и топливных компаний Казахстана.
Таким образом цены просто взлетели с 60 тенге до 120 тенге за литр (но это был ещё не предел).
Если адаптировать эту ситуацию на российские реалии: это если бы сейчас в РФ при наличии Газпрома тоже ввели такую гениальную тему с отговоркой, что эти биржи (рыночные механизмы) позволят сбалансировать цену на основе спроса и предложения {с учётом наличия монополиста на рынке, который ввиду монополии мог бы диктовать свои условия}, а потом ожидать, что после этого цены будут опускаться для конечного потребителя.
И да, теперь правящему классу в РК нужно будет снизить социальное недовольство. Этого можно добиться разными путями: от тупого популизма и тд, до каких-нибудь несущественный изменений, которые не ударят больно по связке крупного бизнеса и властей.
Если дело не примет прям откровенно открыто террористический характер (реферанс в сторону определения Димитрова), то будут реформы. Естественно они будут стараться не трогать глубинные механизмы, а будут останавливаться на облицовке, мб найдут несколько козлов отпущения.
Правительство уже ушло в отставку. А за дальнейшими событиями, как говорится, будем посмотреть.