Рассказ.
1990 год, город Лысьва Пермского края. Июль. Жара. Примерно час оставался до обеденного перерыва. В закуточке между детским садиком и домом «Хрущёвкой» под номером 5 назревало важное событие. Три извозчика, ой простите водители кобыл, припарковав свои транспортные средства в виде повозок с лошадьми, по привычке соображали на троих.
При гараже завода ЛМЗ вплоть до 1992 года существовала колонна гужевого транспорта, в народе её прозвали «конный двор». Водители кобыл в основном развозили по детским садикам и школам продукты, ну и ещё мелкие доставки в магазины у них были. Молоко в флягах, фрукты, овощи, да много чего ещё.
В садик который я ходил, на таком вот транспорте привозили молоко в флягах, и творог со сметаной. А в магазин который находился в доме №5 чаще всего завозили яблоки в ящиках.
Ну вот решили извозчики в обед подкрепиться, да и усугубить слегка. У этих самых водителей гужевого транспорта имелись связи в торговых точках, по причине того, что и туда они доставляли груз. Короче в те тяжёлые и лихие времена имелся у них доступ к дефицитам. Ну а самое главное могли они спиpтнoe без всяких там талонов достать.
Как говорится извозчик да без ста грамм… Накрыли они в тени деревьев своеобразный стол. Яблоки, хлебушек ещё тёплый, с хрустящей корочкой, колбаски крутой нарезали, помидорчики, зелень кое-какая, ну и конечно же бутылка! Пообедали.
-Ладно мужики, вы же порожние, а мне молоко надо доставить, вон жара какая, не дай Бог скиснет.
-Да чё ты?! У нас ещё одна же есть! Давай посидим.
-Нет. -почесал он затылок, оглянулся. -Ну разве что на посошок. –Замахнул возница по-быстрому и поехал.
Подумаешь поддатый слегка, это же нормальное состояние водителя кобылы. А двое коллег остались в тенёчке, далее обед продолжать. А жара стояла в тот июль ну просто неимоверная. Вот один из извозчиков и не рассчитал силёнок, его просто вынесло от такого обеда.
Коллега его не долго думал и принял, по его мнению, единственно правильное решение: телега пустая, а значит торопиться некуда. Положил сильно уставшего и разомлевшего товарища в родную телегу, лошадку привязал к дереву и покатил своим маршрутом.
Через дом в этом же райончике находилось отделение милиции. Дворами мимо этого закуточка, и детского сада, милиционеры ходили обедать в кафе «Урал». Готовили там на редкость хорошо, но цены кусались и при том хорошо. Когда в кафе они шли, то внимания не обратили, ну стоит лошадка к дереву привязанная, что тут такого, возница может по неотложным делам на пяток минут отлучился. Идут обратно, та же картина.
Решили они посмотреть, что в телеге. Картина маслом: в телеге мирно посапывает водитель кобылы, рядом остатки застолья, и завершает картину две пустые бутылки из-под водkи. Ну не порядок же! Рядом детский садик, ребятишки за забором играют! А тут рядом такое явление храпит! Доблестные стражи общественного порядка тут же не сговариваясь решили навести этот самый порядок.
Управлять таким транспортным средством никто из них не умел. Взяли они лошадку под уздцы и повели прямо через центр города в вытрезвитель. Кое-как, общими усилиями доставили они извозчика к вытрезвителю. Возницу без проблем сдали по назначению, а лошадку привязали к берёзе возле этого самого заведения, да ещё и остатками пиршества из телеги её угостили.
Водителя кобылы сразу на «мойку» определили. Отмыли его конечно же холодной водичкой, он в чувства и пришёл. Подстригли его, правда, как попало, стрижка сея «лесенкой» называется. За все эти услуги выписали ему счёт аж на три целковых! А под вечер, вымытого, подстриженного и без копейки в кармане выпроводили.
Запряжённая лошадка так и стоит под берёзой. Сел он в телегу и поехал на конный двор. Приехал на место, лошадь в стойло, а сам злой, но чистый и подстриженный домой подался.
История эта получила неожиданное продолжение. Если водитель кобылы пивнёт вoдочkи, а крепким здоровьем он не отличался, то лошадка везёт его прямо к той берёзе что возле вытрезвителя росла. Привезёт и стоит себе спокойно. А там уже знали её, что не так просто она стоит, а клиента доставила. И кстати вот таким вот образом она ещё ни одного своего водителя в вытрезвитель сдала, текучка была большая в этой колоне, возницы часто менялись.
А кому охота в вытрезвитель попадать, да ещё и штраф платить! Вот и работали на этой лошадке либо не пьющие, либо очень стойкие возницы. А вернуться с повозки за баранку грузовика было почти что не реально. Туда попадали за пьянку, за неумение нормально на грузовике работать, ну и за прочие косяки и залёты.
Правда были и автомобили на конном дворе аж целых два! ЗиС-151, на нём топливо для лошадок возили, то есть сено и прочее. И ещё старенький УралЗиС, его передали из милиции на завод, а после уже за древностью лет на конный двор. На этом УралЗиС ещё мой родной дед работал в милиции, в 60-е годы. Был этот УралЗиС беда и выручка, использовали его чаще всего в качестве "хозяйки". Дед на нём даже в рейсы по краю ходил!
А чтобы пересесть из телеги за баранку двух этих раритетов на конном дворе была огромная очередь из водителей кобыл. Редко кому выпадало такая удача, но были и такие счастливчики.
Наступили ещё более лихие времена. Гараж ЛМЗ распродали, ну и конечно же колону гужевого транспорта тоже. Всё кануло в лету. Но завод до сих пор жив, конечно уже не такой он масштабный как раньше , но всё таки. Теперь ЛМЗ производит прокат, электроплиты, и посуду всякую. В Великую Отечественную этот завод снабжал почти что всю Красную Армию касками, да и ещё много чего для нужд фронта на нём производили. Жив завод и на том спасибо!
А история про конный двор и лошадку ту, которая пьяных не любила, и сдавала их куда следовало до сих пор жива в памяти людей. На то мы и люди чтобы всё помнить.
***
Рассказ написан по воспоминаниям Григория Гусарова автором канала "О технике и не только"
Спасибо огромное всем за внимание!🤝 Подписывайтесь на мой канал. Не забывайте пожалуйста ставить "лайки"👍 это поможет автору продвинуть канал!
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях.