Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ЛИТУРГИЯ В РАДИКАЛЬНОЙ ПРОСТОТЕ. ПРАВОСЛАВИЕ В СИРИИ

Значительная часть библейских событий происходила на сирийской земле, но сегодня с сожалением приходится констатировать, что христиан там становится все меньше. Библеист, доктор богословия, представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Патриархе Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) рассказывает, как встречают праздник Рождества в Сирии.

– Отец Арсений, Вы давно занимаетесь ветхозаветными исследованиями. Одно из воскресений перед Рождеством называется Неделей святых праотец. За богослужением перечисляются имена ветхозаветных праведников. Почему современному человеку важно знать эти имена и подвиг праотцев? Для чего христианам вообще нужно читать Ветхий Завет, если есть Новый?

– С праотцами у нас некоторая неопределенность. Кого считать праотцами? Праведников до Авраама или всех дохристианских святых? У евреев отцами называются Авраам, Исаак, Иаков и двенадцать патриархов. Выходит, что все праведники до Авраама – это праотцы. У нас же в праотцах, например, Ионафан, сын Саула.

Имена и подвиги допотопных и послепотопных праведников знать и помнить надо потому, что они хранили верность Единому Богу в самых трудных обстоятельствах, посреди безбожного и идолопоклоннического окружения, порой в обстановке всеобщей апостасии. Новый Завет ставит их в пример христианам, первые поколения которых переживали гонения со стороны жестокой идолопоклоннической римской власти и нуждались в ободрении и укреплении этими примерами. И в наш век нарастающей апостасии и надвигающейся глобальной катастрофы примеры таких праведников, как Ной, Евер, Авраам могут укрепить и вдохновить на борьбу.

Всюду в Новом Завете, где мы встречаем слово «Писание» или «Писания», речь идет о той части Библии, которую мы называем Ветхим Заветом или Еврейской Библией. Еврейская Библия (Танах) и была Писанием христиан первых поколений, новозаветных книг у них еще не было. Даже в Воскресение Христа следует верить «по Писаниям», то есть как в исполнение древних израильских пророчеств, содержащихся в Писании. Это «по Писаниям» настолько важно, что включено даже в Символ веры – в церковный документ, в котором нет и не может быть лишних слов.

Если из Нового Завета удалить все прямые и непрямые ветхозаветные цитаты, аллюзии на Ветхий Завет, общие с Ветхим Заветом темы, образ, примеры, мотивы, вообще всю интертекстуальность между Новым и Ветхим Заветами, то от Нового Завета не останется почти ничего. Новый Завет невозможно понять без Ветхого, Нового Завета без Ветхого не существует.

Самоценность Ветхого Завета очевидна. Что бы мы знали о происхождении мира и человека, если бы у нас не было книги Бытия? Что достоверного могли бы знать о прошлом и о будущем человечества, если бы у нас не было Писания? Как бы мы могли веровать в Воскресение Христово «по Писаниям», если бы у нас не было Писаний? Как бы мы молились, если бы у нас не было Псалтири – это главного молитвенника Израиля и Новозаветной Церкви? Для нас, христиан, псалмы дороги еще и тем (и прежде всего тем), что это молитвенник Самого Христа. «Христос есть истинный молящийся псалмов», – сказал блаженный Августин. Псалмами молится Христос. Ну и мы вместе с Ним, Его мессианский народ.

-2

– Вы живете сейчас в Сирии, которая относится к ветхозаветным землям. Какие праведники Ветхого Завета были связаны с Сирией? Сохранились ли там артефакты, связанные с ними, особенно учитывая недавние военные действия?

– В библейской «идеальной географии» территория, на которой сейчас располагается Сирийская Арабская Республика, должна была относиться к Святой Земле Израиля. Согласно второзаконнической истории, Дамаск находился в подчинении у Давида и Соломона. Позднее, в VIII веке до Рождества Христова, при Иеровоаме II, самом, быть может, успешном царе Северного царства, Дамаск вновь оказался в орбите влияния Израильского царства. Непонятно, правда, был ли тогда Дамаск включен в Израиль или лишь признавал вассальную зависимость от него.

Из Сирии (Арама) происходили домоправитель Авраама Елеазар (Бытие) и сирийский военачальник Нееман (4-я книга Царств), но праведниками их вряд ли назовешь. Из пророков с Сирией, а точнее с Дамаском, столицей Южносирийского союза городов-государств, был непосредственно связан Илия. Господь Бог повелел ему идти в Дамаск и помазать Хазаэля (Азаила в Синодальном переводе) царем над Сирией (см.: 3 Цар. 19: 15). Впоследствии пророк Елисей предсказал Хазаэлю (неясно, тому же самому или его тезке – они там все назывались Хазаэлями да Бен-Хаддадами) воцарение над Сирией (см.: 4 Цар. 8). Письменные пророки, начиная с Амоса, изрекали против Дамаска и Сирии пророчества.

Упоминается в Писании Боцра (Восор в Синодальном переводе) – когда-то этот город в Галааде (не путать с южной Боцрой в Эдоме) принадлежал полуколену Манассии, сейчас это арабская Бусра на юге Сирии, в провинции Дераа. Упоминается Хамат (нынешняя Хама, в Синодальном переводе Емаф), Тадмор (Пальмира), Арвад на побережье Средиземного моря и другие города, находящиеся на территории Сирийской Арабской Республики.

– Расскажите, как живет ваш приход в Дамаске? Как проходят у вас большие праздники, такие как Рождество Христово? Мирно ли сейчас в Дамаске? Ведь еще недавно город обстреливался…

– Прихода при представительстве РПЦ в Дамаске давно нет. Когда в 2011 году в Сирии началась война, то все, кто мог, эвакуировались отсюда и вряд ли когда-нибудь вернутся. Остались только те, кому некуда ехать, кто никому не нужен ни в России, ни на Украине, ни где бы то ни было, совсем небольшая горстка русских женщин, вдов, которые когда-то вышли замуж за сирийцев. До войны при представительстве в Дамаске был средних размеров приход, была детская воскресная школа, был церковный хор. Но это все в прошлом.

Праздники проходят скромно. После Литургии, совершаемой в радикальной простоте (некому ни петь, ни читать, ни в алтаре помогать), провожу с верными – с тремя-пятью прихожанками – библейское занятие, затем мы пьем кофе и расходимся до следующего воскресенья или праздника. Бывают иногда теракты, но в Дамаске сейчас в целом спокойно.

– В Антиохийской Церкви Рождение Спасителя в мир уже встретили. Известно, что арабы-христиане довольно активно отмечают свои праздники. Расскажите, пожалуйста, как это происходило в Дамаске в этом году?

– Утром 25 декабря в Патриаршем соборе, расположенном в старой части Дамаска, состоялись рождественская утреня и Литургия. Совершил богослужения предстоятель Антиохийской Православной Церкви Патриарх Иоанн X в сослужении своих викариев и соборных клириков. Потом все под барабанный бой скаутского оркестра прошествовали в кофейный салон при соборе (в Антиохийской Церкви при каждом храме и монастыре есть кофейный салон), где все пили кофе, а кто хотел, подходили к Патриарху, поздравляли его с Рождеством.

-3

Христиан в Сирии, в том числе православных христиан, становится все меньше и меньше. За годы войны от одной трети до половины сирийских христиан покинули свою землю, уехали куда глаза глядят – в Ливан, Европу, Австралию, Южную Америку. Все это очень печально. Ведь это их дом, и христиане в Сирии и Ираке появились на шесть веков раньше мусульман. И вот в своем доме они оказались чужими. Когда-то, в V–VI веках христианской эры Сирия, как и весь Ближний Восток, была почти стопроцентно христианской. Сейчас христиане в Сирии – стремительно тающее на глазах меньшинство. А в Ираке оно уже почти растаяло – за последние два десятилетия оттуда уехали почти все христиане: в конце XX века их там было около десяти процентов от общего населения, сейчас – едва ли полтора. В Сирии это происходит не так стремительно, но не менее трагично. С исходом христиан из Сирии, Ирака, Ливана эти страны потеряют самую существенную составляющую своей идентичности. Кому будут интересны эти страны, если в них не останется христиан, если на всем Ближнем Востоке будет такой же монотонный религиозный пейзаж, как в Эмиратах, где только нефть, песок, небоскребы и смертельная скука?

– Есть ли в современной Сирии гонения на христиан?

– Про преследования христиан в Сирии в последние годы уже не слыхать. Радикальных боевиков свезли в провинцию Идлиб, поближе к их турецким покровителям, большая часть страны от них освобождена, а на освобожденных территориях христиан, к счастью, не преследуют.

Беседовала Александра Калиновская

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм

© Московский Сретенский монастырь, 2022 г.