Найти в Дзене
Ольга Мордашова

Аутизм или умственная отсталость

Ему уже три года - а он не говорит, смесь из бутылки пьет, речь не понимает, опасность не чувствует и ничему не учится - все время то в окно пытается выйти, то на улице под колеса убежать. В садик водим, воспитатели справляются как-то, но так тяжело на сверстников смотреть! Они уже стихи рассказывают, а мой... Когда я работала дефектологом 20 лет назад, таким детям ставили диагноз умственная отсталость. Сейчас чаще ставят аутизм, по мне не очень верно ни то, ни другое, потому что некоторый, и не очень маленький процент таких трехлеток выползает в относительную норму. А, согласно определениям, ни из умственной отсталости, ни из аутизма выйти нельзя. Что же тогда это было? Нет у этого состояния в современной диагностике названия. Отсюда и яростные споры родителей и специалистов. А мой вышел из аутизма! Да не бывает так, вы что-то темните! Ставили умственную отсталость, а он в обычной школе учится! Да, на тройки. Но программу берет, из класса в класс переходит.  Да что вы врёте, при у

Ему уже три года - а он не говорит, смесь из бутылки пьет, речь не понимает, опасность не чувствует и ничему не учится - все время то в окно пытается выйти, то на улице под колеса убежать. В садик водим, воспитатели справляются как-то, но так тяжело на сверстников смотреть! Они уже стихи рассказывают, а мой...

Когда я работала дефектологом 20 лет назад, таким детям ставили диагноз умственная отсталость. Сейчас чаще ставят аутизм, по мне не очень верно ни то, ни другое, потому что некоторый, и не очень маленький процент таких трехлеток выползает в относительную норму. А, согласно определениям, ни из умственной отсталости, ни из аутизма выйти нельзя. Что же тогда это было?

Нет у этого состояния в современной диагностике названия. Отсюда и яростные споры родителей и специалистов.

А мой вышел из аутизма!
Да не бывает так, вы что-то темните!
Ставили умственную отсталость, а он в обычной школе учится! Да, на тройки. Но программу берет, из класса в класс переходит. 
Да что вы врёте, при умственной отсталости так не бывает. 

Да, не бывает. И напрашивается единственно возможный в этой ситуации вывод - значит, то был не аутизм. Значит, то была не умственная отсталость. Спроси меня - я бы назвала это состояние задержкой психического развития. Ну а как ещё это назвать? По каким-то причинам (не будем сейчас о них) развитие тормознуло на годы. Ведь чем прежде всего норма до трёх лет от патологии отличается? Темпом. Рука мамы записывать устала и соцсеть трещит от первых слов, смешных перлов, новых умелок... А другая мама тем временем сидит, подперев подбородок рукой... И проходят недели и месяцы... Ой, он сегодня дольше на меня смотрел, я так рада! И да, сравнение невыносимо. Вон, соседская Катя... А мой...

Но бывает, бывает такое, что тормознул - а потом пошел нагонять. Справедливости ради, я не встречала чудесных исцелений без труда. Чтобы все сам. Сам тормознул, сам потом побежал. Нет. Всегда - либо часы терапии ежедневно. Когда то, что норма усваивает из воздуха сама, в героя нашей статьи вдалбливают всеми возможными способами целый арсенал коррекционных педагогов. Либо правильно подобранное лечение и коррекция питания. А чаще то и другое вместе. Тогда начинается движение вперёд. Когда более-менее устранили причину, и когда интенсивным обучением устраняют последствия. Тогда этот страшный разрыв в два-три года, который так невыносим в раннем возрасте - все трехлетки как трехлетки, а мой как месячный, только ходит! - начинает слегка сокращаться. Или хотя бы держаться и не увеличиваться. 

Ведь двухлетка, ведущий себя как новорожденный - это страшно. Четырехлетка, как двухлетка - это странно. Восьмилетний как шестилетний - это проблема. Но уже не ужас, согласитесь. Это уже школа.

Идут же шестилетние дети в первый класс. Да, им бывает сложно. И нашему сложно будет. И снова понадобится арсенал коррекционщиков, он и не девался никуда. И снова мы лечим. Но мы привыкли. И свет в конце туннеля - уже виден. И ведь мы даже в самых смелых мечтах, рыдая ночью в подушку, и помыслить не могли, что наш тогда совершенно ничего не понимающий трехлетка, возможно, получит образование... А теперь в это верим.

Ну и что же это было? Какой аутизм, когда он с одноклассниками общается! Какая умственная осталось, когда программу берет! Да, с отставанием, да, с трудом, но берет! Понимает абстракции и юмор, считывает скрытый смысл.

Нет термина для такого состояния пока. Задержка психического развития, предложенная мной - прекрасно, но не подходит, ибо давно используется для состояния другого, менее выраженного. Надеюсь, назвать этих пока безымянных и довольно многочисленных детей - будет задачей современной коррекционной педагогики.

Ну а пока - радуемся, что так все же бывает. Что выходят такие тяжёлые дети в относительную норму. Что могут обучаться и социализироваться. Потом, кровью, огромным трудом - но могут. 

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог. Автор книги "Окно возможностей для вашего ребенка". Записать на консультацию или занятия можно здесь https://gusigusi-center.ru/