«Китайское коварство нам легче предсказывать, чем англосаксонское, поскольку китайцы от нас психологически ещё дальше англосаксов, и мы не приписываем им свой образ мышления...»
Анатолия ВАССЕРМАНА граждане Союзного государства знают как эрудита и энциклопедиста. Став депутатом Государственной Думы России, он получил замечательную возможность поставить свои знания на службу законотворчеству. В канун Нового Года мы решили спросить его о том, как, по его расчётам, будут развиваться...
... наши отношения с Западом
И не друг, и не враг… А как?
— Анатолий Александрович, чисто гипотетически, мы можем дружить с Западом? Или мы обречены на вечную конфронтацию?
— Дело в том, что русская и англосаксонская цивилизации, хотя и выросли из одного общеевропейского корня, но разрослись от него в абсолютно разных направлениях. Сейчас системы приоритетов наших цивилизаций во многих отношениях прямо противоположны. Система приоритетов в русском и белорусском мировосприятии интегристская. То есть для нас высшая ценность высказана ещё котом Леопольдом: «Ребята, давайте жить дружно».
— Наша сила — в нашей общинности.
— Дело не только в общинности. Наша цивилизация возникла в условиях аномально малой плотности населения. Поэтому, с одной стороны, каждый человек должен уметь действовать самостоятельно, если это понадобится, а с другой — всегда готов оказывать поддержку соседям и принимать поддержку от них, воспринимая это как нечто естественное.
— В Сибири и сейчас, когда едешь по лесной дороге, а на обочине голосует человек, если ты не остановишься и не подвезёшь (бесплатно), тебя просто не поймут. В лучшем случае, посчитают чудаком…
— У англосаксов работали другие причины, связанные не столько с плотностью населения, сколько с расположением на острове, близком к материку. Это накладывало свои ограничения и требовало совершенно других правил поведения. Знаменитая идея, высказанная полтора века назад лордом Палмерстоном — «У Англии нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы», — это же с нашей точки зрения сплошной кошмар. А для них на протяжении нескольких веков подряд это было необходимым условием выживания. Они могли предотвратить мощное вторжение с континента только постоянно сталкивая там основные силы, поддерживая вторую из них против первой. И как только эта сила с их помощью становилась главной, они вынуждены были срочно менять приоритеты и поддерживать уже другую. Естественно, на протяжении многих веков это привело к тому, что вероломство и другие формы лжи, нам кажущиеся неприемлемыми, в рамках англосаксонской цивилизации стало нормой.
— Это значит, что мы никогда не можем с ними сотрудничать?
— Это значит, что мы должны выстраивать сотрудничество, заранее имея в виду: как только у них появится возможность нас предать, они нас предадут. Надо либо выстраивать отношения так, чтобы такой возможности в принципе не было, либо заранее готовить запасные варианты.
— Я думал, что коварство более характерно для восточных цивилизаций…
— В Китае тоже выстроилась традиция коварства и вероломства — в основном в эпоху Сражающихся Царств: она закончилась примерно 2,5 тысячелетия назад. Но китайское коварство нам легче предсказывать, чем англосаксонское, поскольку китайцы от нас психологически ещё дальше англосаксов, и мы не приписываем им свой образ мышления. Не считаю, что китайцы представляют для нас угрозу — от англосаксов жду большей опасности.
Ещё прогнозы от Анатолия Вассермана:
беседовал Валерий ЧУМАКОВ
© "Союзное государство", № 12, 2021
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!