Осталось ещё одно сказочное произведение А.С.Пушкина, которое следует рассмотреть. И это "Сказка о рыбаке и рыбке".
Но прежде, давайте посмотрим, какие жизненные события и обстоятельства были связаны с периодом сказочного творчества Пушкина. Каким было его мировоззрение в те годы и мог ли он "заключить" в свои Сказки тот самый "намёк" или некий глубинный смысл, о котором он говорит в конце своих произведений. Сочетается ли этот смысл с Верой наших предков и Законом о Семиступенчатом Триединстве.
Поэму "Руслан и Людмила" Пушкин начал писать в 19 лет и закончил её в 21 год. Он был ещё очень молод и поэтому говорить о каких-то глубоких его измышлениях не имеет смысла. Это произведение (ошибочно называемое Сказкой), состоит из посвящения, шести песен и эпилога. Поэма содержит в себе сюжет, напоминающий русские Сказки, героев, напоминающих героев русских Сказок, но в отличие от русских Сказок, это произведение не имеет никакого сакрального смысла.
А вот строки, с которых начинается поэма - "У лукоморья дуб зелёный...", включают в себя множество выразительных сказочных образов и пронизаны духом русского народа. Это вступление может стать преддверием и началом любой из Сказок Пушкина.
В 23 года он написал ещё одно произведение, которое относят к Сказкам, но таковым не является. Это шутливое эротическое произведение "Царь Никита и сорок его дочерей".
Пушкин написал его находясь в ссылке в Бессарабии. В это время он путешествует по Молдавии, Украине, посещает Одессу и в Кишинёве вступает в масонскую ложу "Овидий".
Чёрное море, весна (время возникновения этой "шалости" март 1822 г.), Овидий, ... о чём ещё будет думать и писать двадцатитрёхлетний парень?
А почему он выбрал для "Царя" имя своего постоянного спутника, опекуна и настоящего друга крепостного Никиты, хотя мог взять любое из великого множества русских имён? Видимо, озорной был дядька... "Поклонялся одновременно и Музе, и Вакху", как о нём поговаривали.
После двух лет жизни на юге, в 1824 г. Московская полиция вскрыла письмо, в котором Пушкин писал о своих увлечениях "атеистическими учениями". Это послужило причиной его отставки и переезда в село Михайловское Псковской губернии.
Находясь в Михайловском, Пушкин часто навещал свою соседку по имению П. А. Осипову и пользовался её библиотекой, оставшейся ей от отца масона и соратника Н. И. Новикова. (Н.И.Новиков - розенкрейцер, организатор издания многотомной Древней российской вивлиофики, включающей редкие памятники из истории Древней Руси, а также стал известен как инициатор составления крупнейшего русского рукописного собрания алхимической литературы, известного как Герметическая библиотека).
Арина Родионовна, няня Пушкина, фактически разделила с ним ссылку в Михайловском. В это время Пушкин особенно сблизился с ней, слушал её Сказки, записывал с её слов народные песни.
Можно предположить, что именно эти годы, проведённые в Михайловском (1824-1826), были определяющими в становлении мировоззрения А.С.Пушкина и оказали большое влияние на его "сказочное" творчество.
Кроме этого, в Михайловском в 1827 г. Пушкин начал писать роман «Арап Петра Великого» и это потребовало углублённых знаний того времени. Пушкин активно пополнял свою библиотеку отечественными и иностранными книгами, связанными с историей петровских времён, а в 1831 году был назначен титулярным советником и допущен к государственным архивам и историческим документам.
Именно эти факты говорят в пользу того, что те знания, которые Пушкин приобрёл в 20-е годы могли явиться толчком для написания настоящих Сказок с "начинкой".
"Сказка о попе и о работнике его Балде" была написана в первую Болдинскую осень, а именно 13 сентября 1830 г. В это время, из-за вынужденного карантина, он написал целую библиотеку произведений и, думаю, причиной этому было согласие Натальи Гончаровой на их брак. Вот какой творческий подъём даёт состояние счастья, любви и томительное ожидание встречи.
Весной 1831 года Пушкин венчается с Н.Гончаровой и в августе пишет (заканчивает) "Сказку о царе Салтане". По некоторым данным он начал делать наброски этого произведения ещё в Михайловском в 1824-1826 г.г.
Что повлияло на завершение это прекрасной Сказки? Любовь и счастье, которое всегда присутствует, по крайней мере, в первые годы супружества!
Осенью 1833 года Пушкин вновь посещает Болдино и вновь пишет здесь большое количество произведений и две Сказки - "Сказку о рыбаке и рыбке" и "Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях".
И наконец в третий раз Пушкин приезжает в Болдино осенью 1834 года и прожив там месяц, пишет лишь одну "Сказку о золотом петушке".
Интересная картина вырисовывается. Это случайное совпадение или хитроумное пушкинское намерение? А может это некое провидение и Высшие силы так остроумно пошутили?
Если посмотреть в каком порядке находятся эти Сказки, какое у них название и смысл, то можно увидеть, что они расположены в соответствии с Законом о Семиступенчатом Триединстве!
Ещё раз вкратце напомню его:
Семь ступеней развития человека:
1. Тело (инстинкт самосохранения)
2. Душа (чувства, половой инстинкт)
3. Дух (ум, социальный инстинкт)
4. Любовь к себе.
5. Служение и Любовь к людям.
6. Смерть и Любовь к Жизни.
7. Единение с Богом, просветление, спасение, обожение (христ.), сатори (дзен), нирвана (буддизм, индуизм, брахманизм) и т.д.
А теперь посмотрим на Сказки Пушкина.
- Руслан и Людмила (1818—1820). Это начало. Сказка без глубокого смысла, но имеющая некое сходство со Сказкой, сказочную оболочку или Тело.
- Царь Никита и сорок его дочерей (1822). Эротическая "сказка" отражающая половой инстинкт.
- Сказка о попе и о работнике его Балде (1830). Главный герой - Работник. Именно с работой "на себя" связан третий уровень Семиступенчатой системы.
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831). Как уже упоминалось, эта Сказка была написана в первые пол года супружеской жизни поэта и конечно же она олицетворяет Любовь.
- Сказка о рыбаке и рыбке (1833). Сказка о том, как старик Служил своей старухе и беспрекословно выполнял все её просьбы.
- Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (1833). Сказка о Мёртвой царевне - и этим всё сказано.
- Сказка о золотом петушке (1834). Золотой Петушок - это и есть главный символ и сказочное олицетворение Высшей ступени развития человека!
Удивительно, не правда ли?
Существуют ещё две так называемые "сказки" Пушкина. Одна была написана лишь в черновом варианте, является неоконченной и никогда не была издана ("Сказка о медведихе" 1830 г.) и вторая ("Жених" 1827 г.), является балладой-"страшилкой" на тему сказки братьев Гримм "Жених-разбойник" и также не имеет никакого отношения к настоящим Сказкам.
Слово "сказка" в современном понимании сродни словам выдумка, небылица, фантазия, ... но ещё совсем недавно (XVIII-1-я половина XIX в.в.) это слово применяли к документам. отражающим результаты переписи населения и назывались они Ревизские сказки. Но появление различных махинаций с "мёртвыми душами" (имена умерших отдавались беглым крестьянам, не имевшим документов) возможно и наложило негативный отпечаток на это слово.
А сейчас приступим к разбору "Сказки о рыбаке и рыбке".
Это самая простая для интерпретации Сказка. Всё просто, всё очевидно, всё понятно. Даже первоклассник вам скажет, что эта Сказка о человеческой жадности и ненасытности.
Вы ведь тоже так считаете?
Но, согласитесь, что не всегда человеческая жадность приводит к такому плачевному результату. Если посмотреть на богатых людей, то и не скажешь, что они щедрые бессребреники. Скорее, именно желание иметь больше и ещё больше привело их к большому богатству. И не все они остаются у "разбитого корыта". Многим из них в этой Жизни везёт.
Может быть в Сказке тогда говорится о чём-то другом?
Давайте внимательнее рассмотрим героев Сказки и, возможно, мы увидим её истинный смысл.
1. Старик со Старухой.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Каждая Сказка начинается с описания главного героя. Главный герой - это Сознание или Сущность человека. Это его внутреннее Я, это тот решающий Голос, за которым всегда стоит "последнее слово" в тех случаях, когда человек находится перед важным выбором.
Старуха - это олицетворение души и чувственной стороны человека. Это стремления и желания, страсти и привязанности, это основа для формирования Эго.
"Ветхая землянка" в которой живёт Старик со своею Старухой уже тридцать три года, олицетворяет физическое тело.
Самому Пушкину на момент написания этой Сказки было 34 года. Фактически он писал о том, о чём сам размышлял в этот период своей жизни.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Ловить неводом рыбу и прясть пряжу означает жить обычной жизнью обычного человека. Пряжа, нить в древних Сказках и мифах олицетворяется с любовью, судьбой, жизнью, а Рыба с учением, знанием, религией. А рыбачил Старик, как мы видим, тоже 33 года.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
И вот как-то раз, с третьей попытки, попалась в его невод говорящая Золотая Рыбка, исполняющая желания и попросилась обратно в Море за любой откуп.
Отпустил её Старик, не попросив ничего взамен.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Как уже не раз отмечалось в моих статьях, символы "Море" и "Рыба" относятся к шестому уровню (ступени) и обозначают большие возможности, которые даются человеку, достигшему его.
Поймать Золотую рыбку - означает открыть в себе нечто, дающее превосходство над другими людьми. Это предвидение будущего и формирование событий настоящего, управление сознанием людей и воздействие на окружающий мир своей внутренней силой и намерением, магия, контакты с миром предков и многое другое, что не подвластно обычному человеку. В индуизме, буддизме, джайнизме, учениях нью-эйдж это называется сиддхи.
Эти возможности и способности обычно являются результатом постепенного совершенствования человека, но существуют и специальные техники для развития тех или иных способностей, а также возможны случаи, когда они проявляются спонтанно.
Многие духовные Учителя предостерегают об опасности злоупотребления сиддхи и вот об этом говорит Сказка Пушкина.
Старик (Сущность) вначале отказался от всех "привилегий", но поведав об этом своей Старухе (Душе) совершил большую ошибку.
Желание получить что-то легко, даром, "на халяву" подтачивает разум и Старик соглашается удовлетворить чувственные желания Старухи, тем самым подпадая под власть своего Эго.
Если Старик это Сущность человека и олицетворяет первый уровень, тогда Корыто - второй, а Изба - третий.
Русский народ всегда олицетворял избу с человеком. Изба имела лик и очи (окна и наличники), чело и причелины, очелье и пяту со стопой. А также, изба определяла достаток и статус её хозяина.
И получается, что три первых символа - Старик, Корыто, Изба это три ипостаси человека - тело, душа, дух.
С четвёртым символом Старуха превращается из чёрной крестьянки в столбовую дворянку.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Кстати, как и в русских Сказках, где главный герой (Сущность) часто называется Дураком, так и здесь Старуха зовёт Старика не иначе как Дурачиной и простофилей.
Столбовые дворяне - это представители древнего дворянского рода, чьи имена заносили в списки-столбцы.
Но если посмотреть на это название как на символ, то столбы - это колонны. А колонны являются одним из главных элементов античной архитектуры, а также одним из основных масонских символов. Глядя на эти символы, не трудно догадаться, что они олицетворяют четвёртый уровень или Любовь к себе.
А то, что четвёртый уровень это не только Любовь, но и ещё противоположная ей Прелесть или Эго (об этом много написано в других статьях на моём канале), говорят эти строки:
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Пятый уровень - это вольная царица.
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Опять же если обратиться к символизму пятого уровня, то, согласно моим логическим выводам, пятому уровню должен соответствовать вот такой символ, который можно назвать "топорики".
Это слово дважды встречается в сюжете про вольную царицу.
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
и
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
Пятый уровень развития человека связан с Любовью к людям и Служением, а Сказка повествует о совершенно обратных действиях Старухи.
Шестой уровень в Сказке уже показан Золотой рыбкой, которая исполняет все пожелания Старика/Старухи.
Дальше -больше:
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Этот сюжет говорит о том, что Старуха захотела достичь последней ступени и стать Богом - Владычицей, живущей в ином мире и повелевающей всеми.
Согласно Закону, который так хорошо описан в этой Сказке А.С.Пушкиным, такой человек всегда возвращается к своему "разбитому корыту", теряет все свои магические способности и всё то, что он "наработал" за это время.
Но если у человека есть Цель в жизни и она важна для него, то он "поднимается", вновь начинает трудиться над собой и добивается всего сам.
Плюс к этому, он уже знает истинное лицо своей "Старухи" и в следующий раз, возможно, он уже не пойдёт на поводу своего Эго.
Подобный сюжет можно наблюдать и в других сказках, но Пушкин более правильно описал его и наполнил его более подходящими и понятными символами.
А по смыслу, это Сказка больше похожа на русскую народную Сказку "Волк и Лиса", где Лиса - это Старуха, а Волк - Старик. Почитайте и сравните эти Сказки.
Понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь и пишите свои комментарии.