Найти тему
Гном Разумейкин

Рисуем с ребёнком — готовое занятие даже если вы не художник

Ищем зеленую лягушку в зеленой траве
Ищем зеленую лягушку в зеленой траве

В дни зимних каникул, после прогулки на морозном воздухе, так приятно бывает вспомнить лето!

Предлагаем вам урок рисования, который вы сможете провести со своим ребенком, даже если не являетесь художником, и рисование — не самая сильная ваша сторона. Вы сможете доступно объяснить ребенку, что такое холодные и теплые цвета, как показывать на рисунке свет и тень, и зачем это делать. При этом урок построен в игровой форме, предлагаемые комментарии точно вызовут у ребенка интерес и желание рисовать. Будет здорово, если каждый будет выполнять свой рисунок — вы рисуете на своем листе и объясняете, а ребенок повторяет за вами на своем листе. Такие рисунки желательно сохранять — они обеспечат вам и ребенку приятные воспоминания о совместно проведенном времени, а также наглядно покажут достижения ребенка, ведь со временем, при регулярных занятиях, результаты точно будут улучшаться!

Урок называется «Ищем зеленую лягушку в зеленой траве».

Вам понадобятся: акриловые краски или гуашь, кисточки, плотная бумага или картон, стаканчик с водой и клеенка на стол (желательно).

Обычно дошкольники учатся рисовать различные предметы, животных на белом листе бумаги или на каком-то контрастном фоне. Это помогает лучше видеть все детали предмета, изучать его форму и строение.

Но чуть позже у них возникает потребность нарисовать объект в той среде, которая для него характерна. И тут полученных навыков порой не хватает.

Сегодня мы будем учиться с помощью света и тени изображать объект на фоне того же цвета, что и он сам. Мы увидим, какими удивительными возможностями обладает свет в рисунке и в живописи, как он помогает “лепить” форму предмета и обозначать его положение в пространстве.

На иллюстрациях к уроку использованы акриловые краски. Разводятся они водой. Если нет акриловых, можно взять гуашь. Она не такая яркая, но после завершения работы можно усилить яркость с помощью лака для волос. Кисти подойдут любые, лучше нескольких размеров. Хорошо, если есть веерная кисть. Бумага должна быть плотной, еще лучше взять картон.

Сначала нарисуем фон. Для неба смешаем синюю и белую краски, получив голубой или светло-синий цвет. Две трети или три четверти картины будет занимать трава. Подойдет любой зеленый оттенок, можно взять несколько.

Рисуем фон - небо и траву
Рисуем фон - небо и траву

Перед тем, как рисовать дальше, нужно дать фону высохнуть. Когда он высох, начинаем рисовать облака, цветы и бабочку.

Веерной кисточкой хорошо рисовать одуванчики
Веерной кисточкой хорошо рисовать одуванчики

Тонкая кисточка подойдет для ромашек
Тонкая кисточка подойдет для ромашек

Крылья бабочки разноцветные. Помним, что перед наложением следующего слоя краски надо дать просохнуть предыдущему.

Рисуем бабочку...
Рисуем бабочку...

...и светлые стебельки цветов
...и светлые стебельки цветов

Рекомендации для объяснения детям предмета урока в игровой форме:

“Все цветы и бабочка яркие, они хорошо видны в зеленой траве. Но рядом в траве притаился еще кто-то. Кто же это? И вдруг мы слышим рядом “Ква!” Да ведь это лягушка! Наверняка, она охотится за бабочкой! Но где же эта лягушка? Почему ее не видно? Потому что она имеет зеленый окрас. Для того, чтобы прятаться в зеленой траве. А мы попробуем ее найти! А поможет нам в этом солнышко!”

Рисуем солнышко
Рисуем солнышко

Рисуем солнце в правой части нашего неба. Если плотности желтой краски не хватает, можно добавить белила и сделать замес погуще, не добавляя воды. Тогда краска не будет просвечивать, визуально смешиваясь с голубым цветом неба, и давать зеленый оттенок.

Желтая краска для солнышка должна быть "густая"
Желтая краска для солнышка должна быть "густая"

“Рисуем солнышко. И смотрим, откуда падает его свет. Справа, сверху. С этой стороны свет освещает все объекты, на которые он падает. Он падает на мордочку лягушки, на ее спинку и лапки. Эти места обозначаем более светлым и теплым цветом. Что такое теплые цвета? Это цвета, похожие на солнышко - желтый, красный, оранжевый, розовый. На нашей картине солнышко желтое, от него исходит теплый желтый свет”.

Начинаем рисовать лягушку с тех частей, на которые падает свет
Начинаем рисовать лягушку с тех частей, на которые падает свет

Но с другой стороны предметов будет тень. Ее мы рисуем темным и холодным цветом — темно-синим (смешиваем синюю и черную краски) или фиолетовым.

“Холодные цвета похожи на небо и на реку. Это синий, голубой, фиолетовый, зеленый. Они противоположны теплым. Если свет теплый, то тень будет холодная. Иногда бывает, что свет холодный, тогда тень будет теплого оттенка, но все равно темная. Чтобы затемнить цвет, нужно набрать его на кисть погуще и добавить немного черного цвета.”

Темным цветом рисуем нижнюю часть лягушки, на которую не падает свет
Темным цветом рисуем нижнюю часть лягушки, на которую не падает свет

“Смотрите, да вот же она, лягушка! Она получилась объемная, совсем как живая! А ведь мы всего лишь нарисовали свет и тень! Тень есть у всех предметов.”

Рисуем тень от всех предметов
Рисуем тень от всех предметов

Рисуем тень на всех предметах, с противоположной от солнца стороны. На облаках она будет более светлой, так как облака имеют неплотную структуру.

Но кроме собственной тени предметы отбрасывают тень на поверхность, на которой они расположены. Эта тень называется падающей. Нарисуем падающую тень от лягушки и от цветов на земле. Так будет видно, что предметы не подвешены в воздухе, а имеют связь с поверхностью.

“Тем временем наша лягушка высохла, и мы можем нарисовать ей глазки. А еще мы знаем, что лягушки гладкие и блестящие. Чтобы это показать, на самых светлых местах мордочки и спинки нарисуем белые блики от солнышка. Теперь лягушке точно не спрятаться от нас!”

Рисуем лягушке глазки
Рисуем лягушке глазки

Итак, чему же мы научились на этом уроке? Мы узнали о роли света и тени. О том, какими цветами изображать свет и тень. Научились создавать объем при помощи света и тени. Узнали, что такое собственная и падающая тень. И как падающая тень помогает обозначить объект в пространстве. Научились показывать гладкую текстуру с помощью бликов.

Желаем творческих успехов вам и вашим детям!

Рисунки и текст подготовила для канала «Разумейкин» Оксана Широкая

Если понравилась идея и описание урока — ставьте лайк! И пишите комментарии, как прошел ваш урок рисования — получилась ли лягушка, понравилось ли ребенку?