Анна Ахматова – поэтесса Серебряного века, одна из ярких представителей литературы акмеизма и в целом считается классиком русской литературы. В ее лирике зачастую присутствует тема любви не только к мужчине, но и к Родине, а также к ребенку. Так как Анна Андреевна прожила жизнь полную трагических событий, она писала стихотворения, пронизанные ее чувствами и страданиями. XX век был тяжелым для России и для всего мира. Горе не обошло и семью Анны Ахматовой. Ее стихотворения – это всегда отражение бури эмоций, которая берет свое начало в душе поэтессы. Даже такое светлое чувство как любовь в произведениях Ахматовой представляется как нечто тяготящее душу и сердце.
В стихотворении «Смятение» поэтесса пишет:
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Это может значить то, что для лирической героини чувства не остаются безмятежными и детскими, ею владеет страсть и противоречивые ощущения. Она видит в нем того самого: «этот/Может меня приручить…» Однако все ее надежды разбиваются о его безразличие:
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся.
Когда же возлюбленный уходит, в душе остается лишь пустота и ясность. Любовь остается незамеченной или же просто-напросто отвергнутой, отчего у читателя возникает чувство тоски и грусти от обстоятельств, представленных в данном стихотворении. И за уходом молодого человека следуют страдания, которые могут мучить лирическую героиню еще долгое время. На этом примере можно увидеть преобладание темы неразделенной или горькой любви в творчестве поэтессы.
Также можно обратиться к небезызвестному стихотворению «Сжала руки под темной вуалью». В нем также проглядывается безразличие возлюбленного, возможно чувства ушли, и осталась лишь пустота в его душе, но не в ее. Она понимает, что это вынужденное расставание, но сделать с этим ни чего не может. Лирическая героиня вновь страдает: «Отчего ты сегодня бледна». Она чувствует вину за то, что «терпкой печалью/Напоила его допьяна». Однако не все так однозначно, так как он был разбит
словами, которые она ему сказала: «Он вышел, шатаясь,/Искривился мучительно рот…» И снова тоска и грусть преследуют читателя и обоих участников действия.
Тема Родины ярко раскрывается в стихотворении «Мужество». В нем Анна Ахматова высказывает надежду на светлое будущее страны. Самоотверженность и понимание того, что будут колоссальные жертвы, не убивают стремление сохранить русскую речь и «Великое русское слово», а соответственно и российскую самобытность. И снова любовь и страдания пересекаются и переплетаются. Можно сделать вывод, что любовь без страданий невозможна и несущественна.
Еще одним стихотворением затрагивающим тему Родины является произведение «Мне голос был». В нем некий голос взывал к лирической героине, чтобы она покинула родную страну и обрела счастье и покой, но она лишь «равнодушно и спокойно/Руками «…» замкнула слух». Ей не нужна чужбина, ей нужна Родина и даже «черный стыд» не вынуждает покинуть Россию. Страдания и любовь связаны вновь, когда в родном краю дела плохи на душе у героини не может быть хорошо. Она проявляет верность и преданность, страдая и любя одновременно.
В поэме «Реквием» же отражается тема материнской любви. Многие родители в то время ожидали известий о своих детях, и Анна Ахматова не была исключением. У поэтессы был сын – Лев, он был репрессирован и отбывал наказание целых 10 лет. Ужасная ситуация подвигла ее на написание гимна любви к сыну:
...Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой…
Это было не только горе поэтессы, но и горе всего народа. Почти каждой семь коснулось это горе и сталинские репрессии повлияли на всю страну.
В лирике Анны Андреевны Ахматовой переплетаются темы любви и страдания. Любовь без страданий почти невозможна. На протяжении всей жизни поэтесса убеждалась в этом и убеждала в этом своих почитателей. Насколько бы сильным не было горе Анны Андреевны теперь оно навеки запечатлено в ее произведениях.