В особенный вечер хочется, чтобы и музыка звучала особенная... Празднование Рождества Христова всегда находило глубокое отражение в музыкальной культуре, особенно в России, где тесно переплелись традиции православного богослужения, народного творчества и классического искусства. От тихой молитвенной радости до отголосков шумных святочных гуляний — эти мелодии создадут уютную атмосферу светлого праздника.
В ряду классических произведений, составляющих фундамент рождественской музыкальной традиции, особое место занимает «декабрьская» пьеса «Святки» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского. Фортепианный цикл создавался в течение 1876 года по заказу издателя журнала «Нувелист», на страницах которого ежемесячно публиковалась новая пьеса будущего классика. Завершающая композиция «Святки» — лирический вальс, передающий атмосферу домашнего уюта и ожидания праздника, сам дух святочного времени с его колядованиями и гаданиями. В качестве эпиграфа выбраны стихи Василия Жуковского:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…»
Николай Римский-Корсаков через двадцать лет после «Святок» Чайковского создал оперу «Ночь перед Рождеством» (1895), назвав её «былью-колядкой». Композитор сам написал либретто по одноимённой повести Николая Гоголя, сознательно обогатив сюжет фантастическими и языческими мотивами, что, по его словам, давало возможность написать много интересной музыки.
В опере народные колядки ярко контрастируют с изящными симфоническими картинами и церемониальной музыкой придворного бала. Именно на балу, куда попадает кузнец Вакула, звучит торжественный полонез. Роскошная увертюра предваряет действие оперы и служит введением в сказочный мир зимней гоголевской фантасмагории.
К тому же сюжету, известному каждому со школьной скамьи, ранее обратился и Пётр Ильич Чайковский, создав на основе прозы Гоголя комико-фантастическую оперу «Черевички». В ней, как и в повести «Ночь перед Рождеством», привычный нам мир тесно переплетён с фантастической реальностью. Композитор активно использовал подлинные народные мелодии с целью сделать свою музыку живой и аутентичной.
Более драматичную ноту в рождественскую музыку вносит опера Владимира Ребикова «Ёлка», написанная в начале XX века. Её либретто объединяет сюжеты двух историй: «Девочки со спичками» Ханса Кристиана Андерсена и «Мальчика у Христа на ёлке» Фёдора Михайловича Достоевского. Кульминация оперы —печальный вальс, который слышит замерзающая на улице маленькая героиня в своих видениях о роскошном празднике, на котором ей нет места.
Народная традиция колядования — обязательный элемент святок на Руси — подарила множество ярких музыкальных образов. Белорусская обрядовая колядка, которая со временем перешла в детский репертуар, прославилась на весь СССР благодаря «Песнярам», которые привнесли в старинную мелодию долю залихватского фанка.
Песня с задорным рефреном «Ой, калядачкі, бліны-ладачкі!» звучит как музыкальный символ радостного и щедрого святочного гулянья. Когда-то ряженые ходили по домам и пели обрядовые песни, а хозяева угощали гостей сладостями в надежде на хлебосольный сельскохозяйственный сезон...
В XXI веке народная традиция получила новое прочтение благодаря творчеству современных фолк-коллективов. Петербургская группа «Отава Ё», начинавшая с выступлений на улицах, в 2020 году выпустила сингл «Рождество с "Василисой"», в который вошли такие колядки, как «Как в Иерусалиме рано зазвонили», «Днесь Христос родился» и «С днём Христова Рождества».
Группа «Мельница» регулярно обращается к рождественской теме. Мини-альбом «Радость моя» (2012) можно рассматривать как своеобразное фолк-роковое посвящение празднику. В релиз вошли пять композиций, среди которых есть и две песни на стихи Уильяма Батлера Йейтса, и дань уважения наследию Виктора Цоя «Дождь для нас». Акустическое звучание и поэтичные тексты «Мельницы» наполнены светлой, задумчивой, зимней атмосферой: заглавная песня была написана Хелависой как раз в канун Рождества.
Напоследок — маленький сюрприз, который мне особенно дорог. В 2026 году группа «Мегаполис» обновила звучание своего же «Рождественского романса», в основу которого легли стихи Иосифа Бродского, написанные в начале 1960-х годов. Здесь льётся мёд огней вечерних и пахнет сладкою халвою... Олег Нестеров и его товарищи пытались передать в музыке многомерность литературного первоисточника. Что особенно приятно, на трубе играет мой двоюродный брат — Влад Цалер, его можно увидеть и в клипе.
Его комментарий: «У нас не было задачи снять клип. И, пожалуйста, не относитесь к этому видео как к клипу. Это просто документ эпохи. Здесь и сейчас, записка, которую мы запечатали в бутылку и пульнули в океан времени. И дай Бог, чтобы эту записку обнаружил кто-нибудь лет через 10 или 20 или 30. Прочитал и что-то, может быть, понял».
Каждое по-своему, эти произведения — от уютного вальса Чайковского до медитативного романса «Мегаполиса» — свидетельствуют о встрече чуда и свете, победившем тьму. Надеюсь, эта музыка вас тоже тронет!
«Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево».
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!