Найти в Дзене
Линка По

Анализ рассказа "Красный цветок" В.М.Гаршина

Рассказ Всеволода Михайловича Гаршина «Красный цветок» повествует о самоотверженной борьбе человека со злом. Особый вид мака будоражит воображение и без того больного пациента и тогда он думая, что эти алые цветы вбирают в себя все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь, считает своим предназначением— уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира. Гаршин в «Красном цветке» осмысляет вечную проблему противостояния добра и зла и предлагает выход — это путь тяжелой борьбы, когда человек «замыкает» все в себе, и не дает ему распространяться в мир. В рассказе события рассматриваются в хронологической последовательности, соответственно в произведении применяется линейный тип композиции. В данном случае он помогает видеть обстановку и глазами главного героя, и глазами рассказчика. Все действие происходит в больнице, а точнее в психиатрическом отделении, а также и в саду этой самой лечебницы, соответственно пространство в данном произведении ограничен

Рассказ Всеволода Михайловича Гаршина «Красный цветок» повествует о самоотверженной борьбе человека со злом. Особый вид мака будоражит воображение и без того больного пациента и тогда он думая, что эти алые цветы вбирают в себя все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь, считает своим предназначением— уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира. Гаршин в «Красном цветке» осмысляет вечную проблему противостояния добра и зла и предлагает выход — это путь тяжелой борьбы, когда человек «замыкает» все в себе, и не дает ему распространяться в мир. В рассказе события рассматриваются в хронологической последовательности, соответственно в произведении применяется линейный тип композиции. В данном случае он помогает видеть обстановку и глазами главного героя, и глазами рассказчика. Все действие происходит в больнице, а точнее в психиатрическом отделении, а также и в саду этой самой лечебницы, соответственно пространство в данном произведении ограничено. Хотя главный герой и говорит, что он вне времени и пространства, композицией рассказа это не подчеркивается.

Одним из ярких образов произведения является тот самый красный цветок, несложно догадаться, что он символизирует все мировое зло, которое главный герой и хочет уничтожить. Как правило, мак выполняет гипнотическую функцию или же несет смерть через успокоение. Герой Гаршина знает, что из мака делают опиум и, возможно, именно на этом построена его ненависть к цветку. Характерна еще деталь: во время успешной борьбы с первым маком на герое надет колпак с крестом, окрашенным в красный. О колпаках говорится, что они «побывали на войне», следовательно, они символизируют кровопролитную борьбу с врагом. Герой рассказа сумасшедший человек, понять его непросто, но совершенно ясно, что в первые дни его пребывания в лечебнице им овладел замысел, которому он не мог противиться. Врач, который приходил беседовать с пациентом, не заинтересован в его лечении и относится к нему пренебрежительно, санитары просто напросто выполняют свою работу, как и охранник. С другими пациентами главный герой общается, но каждый будто ведет беседу сам с собой и они расходятся, после он и вовсе не общается с ними, чтобы не подвергнуть их опасности. Он удерживает побежденное им зло в себе и не дает ему вырваться наружу. В центре внимания находится

один лишь больной, он свободолюбив и самоотвержен, в первой главе приводится описание его поведения, можно выделить следующие характеристики: «воспаленные, широко раскрытые глаза», «горячий блеск», «пытливо осматривая». Можно сделать вывод, что данные описания также символичны, они указывают на внутренний свет героя, который он проносит с собой до смерти. Также в первых главах герой воспринимает все как испытание, что тоже нельзя упускать из вида. Это может указывать на его мученичество и возможную дальнейшую святость.

Стилистические и языковые особенности текста указывают на его художественную составляющую, в рассказе присутствуют: сочетание языковых средств других стилей, подчинённость языковых средств в системе образов, а также выполнение языковыми средствами эстетической функции. Исходя из биографии автора, можно предположить, что Всеволод Михайлович симпатизирует главному герою и вкладывает ему в уста свои же мысли о борьбе со злом. Еще в молодости писатель ездил в Ясную Поляну, чтобы рассказать Льву Николаевичу о своих мыслях насчет планов по устроению всеобщего счастья, тогда Толстой одобрил мысли молодого человека. Произведение по праву считается рассказом, однако точно сказать о направлении, в котором оно было написано не удается. Хотя можно предположить, что оно написано в реализме с психологическими чертами.

Говоря о литературных параллелях, первое, что приходит в голову это рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», а именно легенда о Данко, таком же самоотверженном и бескорыстном юноше, который вывел людей из темного леса ценою собственной жизни. Также главного героя можно сравнить со всеми известным Дон Кихотом с его безумными идеями и таким же стремлением им следовать. В первой главе больной ссылается на инквизиторов, что может отсылать читателя к Гоголю и его «Запискам сумасшедшего».

Его коллеги-писатели лестно отзывались о нем и отмечали, что он был очень справедливым и совестливым человеком, его всю жизнь занимали вопросы добра и зла. Также был выведен такой термин как человек «гаршинской закваски» или же «гаршинского склада», это люди, которые сильно проникаются сочувствием к другим, а также те кого занимают мысли о человеческом несовершенстве и бесполезности насилия.