Не все знают, но до того, как стать всенародным любимцем, режиссер Леонид Гайдай едва не расстался с профессией после съемок дебютного фильма. К счастью, судьба распорядилась иначе, а Гайдай лишился львиной доли хронометража своей сатирической комедии.
— Скажите, пожалуйста, чем занимается КУКУ?
— Мы спускаем нашим точкам получаемые из центра директивы.
— А ваши точки?
— Они через нас пересылают в центр свои сводки и отчёты.
— Так, а нельзя всё это делать минуя вас?
— Нет, нельзя.
— Почему?
— А для чего же тогда будет КУКУ?
В 1949 году ветеран Великой Отечественной войны Леонид Гайдай поступил на режиссерский факультет ВГИКа. В 1955-м знаменитый постановщик Борис Барнет назначил его на одну из главных ролей в музыкальной комедии "Ляна", после чего Гайдай стал режиссером-практикантом киностудии "Мосфильм". Уже через год Леонид дебютировал в большом кино, сняв драму "Долгий путь" вместе с другим режиссером, Валентином Невзоровым. Картина получилась очень даже неплохой, но Гайдай мечтал создавать комедии, а не драмы.
Подходящая возможность предоставилась в 1958 году. Гайдаю подвернулся сценарий Владимира Дыховичного и Мориса Слободского, на основе которого можно было снять сатирическую картину. "Мосфильм" дал добро, и все завертелось. Актерский состав подобрался просто замечательный: Ростислав Плятт, Георгий Вицин, Вера Алтайская, Рина Зеленая, Сергей Филиппов, Евгений Моргунов, Фаина Раневская... А музыку к фильму написал выдающийся композитор Арно Бабаджанян.
— Так вот, по линии экономических показателей: оклад у меня приличный, квартира отдельная, обстановка стильная — модерн. Витебской. Ну, разумеется, холодильник — «ЗИЛ», приёмник — «Мир», пылесос — «Вихрь». Это, так сказать, база нашего будущего.
Южный советский город. Глава местного ведомства со звучным названием КУКУ ("Кустовое Управление Курортными Учреждениями") Семен Петухов отправляется в трехдневный отпуск. Его полномочия будет временно исполнять покладистый заместитель по фамилии Фикусов, а сам Петухов навестит невесту, живущую в соседнем городе.
По пути на вокзал вор-карманник незаметно крадет у счастливого жениха бумажник с документами, после чего попадает под машину и умирает. Пока ничего не подозревающий Петухов развлекается с невестой, милиция и Фикусов приходят к выводу, что глава КУКУ отошел в мир иной. Учреждение в трауре, готовятся похороны, рисуются стенгазеты. Внезапно Петухов возвращается и обнаруживает, что его "похоронили"! И теперь горе-жениху предстоит доказать, что он жив и собрать все необходимые для этого справки...
— С прахом всегда разговаривают на «ты», и это не считается обидным для праха.
— Ну ладно, мне как праху виднее, обидно мне это или не обидно!
Сатирическая комедия "Жених с того света" - это жесткая издевка над бюрократическими реалиями Советского Союза. С первых же секунд в кадре мелькают красноречивые таблички "Горкурурс", "Культбытснабсбыт", "Горупрпищепром Гипропиво" и "Горздравотдел Райпиявка при горпиявке". Но главным объектом насмешек, конечно же, является КУКУ, в котором и трудится товарищ Петухов. Гайдай не стесняется, доводя обстоятельства до абсурда и показывая главного героя, как личность, неспособную мыслить без бумажки.
Ростислав Плятт виртуозно исполняет роль Петухова, демонстрируя разные грани характера своего персонажа. Стоит признать, что бюрократ у него получился "с человеческим лицом": он смешит, но не раздражает. Георгий Вицин здесь тоже прекрасен, особенно в сцене с репетицией "надгробной речи". Чего только стоит реплика "Еще три дня назад это безжизненное тело осуществляло над нами общее руководство", произнесенная с коронной вицинской интонацией. Высший пилотаж! Диалоги в "Женихе с того света" - тема для отдельного разговора. Каждая вторая строка здесь могла бы стать крылатой фразой, но, увы...
— А кто у вас умер?
— Я у нас умер, я!
Ироничное изображение советских чиновников на экране возмутило их коллег в реальной жизни. Министр культуры СССР Николай Михайлов остался недоволен увиденным и приказал вырезать из фильма несколько эпизодов. Кроме прочего, в финальный монтаж не попали сцены с участием Сергея Филиппова, Евгения Моргунова и Фаины Раневской. Филиппов, например, исполнял роль управдома, сообщившего Петухову, что в его квартире теперь живет другой человек.
Картина была сокращена почти вдвое и превратилась в короткометражную: ее итоговая длительность составила лишь 48 минут. Над Гайдаем нависла серьезная угроза: его могли выгнать из профессии, несмотря на благосклонное отношение со стороны директора "Мосфильма" Ивана Пырьева. Именно Пырьев через два года убедил Гайдая снять историческую драму "Трижды воскресший", позволившую режиссеру спасти карьеру. Замечательная комедия "Жених с того света" была предана забвению, а наученный жизнью Гайдай смог продолжать творить, ловко уворачиваясь от цензуры. Нет худа без добра.
Оценка CinemaTravel: 8/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:
#фильмы #кино #ссср #актеры #комедии