Распад Советского Союза и кризис коммунистического проекта открыли кризис преемственности для левых в мире. Как найти новый политический словарь, способный объединить текущую борьбу против объединенных сил капитализма и колониализма? Как противостоять появлению захватывающей визуальной культуры, которая вот-вот вторгнется в наше коллективное воображение? Как избавиться от неолиберальной субъективности, сводящей свободу к свободе предпринимательства? Или, перефразируя Лорену Берлант, как перестать жить неработающей жизнью и заново изобретать, что значит иметь жизнь?
Лорен Гейл Берлант (31 октября 1957 - 28 июня 2021) была американским ученым, теоретиком культуры и писателем. Берлант была почетным профессором английского языка им. Джорджа М. Пуллмана в Чикагском университете, где преподавала с 1984 по 2021 год. Берлант писала и преподавала вопросы близости и принадлежности к популярной культуре, связанные с историей и фантазией о гражданстве .
Берлант писала о публичных сферах, поскольку они воздействуют на миры, где аффект и эмоция опережают способы рационального или размышляющего мышления. Они привязывают друг к другу незнакомцев и формируют условия отношений между государством и гражданским обществом.
Книга Берлант 2011 года « Жестокий оптимизм» (издательство Duke University Press) пробивается через США и Европу, чтобы оценить уровень современного кризиса, поскольку неолиберализм стирает фантазии о восходящей мобильности, связанные с либеральным государством. Жестокий оптимизм проявляется в динамике отношений, в которой люди создают привязанность в виде «кластеров обещаний» к желаемым объектным идеям, даже когда они препятствуют созданию условий для процветания и выполнения таких обещаний.
Сохранение привязанностей, поддерживающих хорошие жизненные фантазии, какими бы вредными или жестокими они ни были, позволяет людям проживать повседневную жизнь, когда повседневная жизнь становится непригодной для жизни. Разрабатывая конкретную динамику жестокого оптимизма, Берлан подчеркивает и утверждает, что это не сам объект, а, скорее, отношения:
Отношение жестокого оптимизма - это двойная связь, в которой ваша привязанность к объекту поддерживает вас в жизни, в то время как этот объект на самом деле является угрозой вашему процветанию. Таким образом, вы не можете сказать, что есть объекты, которые имеют качество жестокости или не жестокости, это то, как вы относитесь к ним. Как будто бы быть в паре для вас не является жестоким оптимизмом, потому что, будучи в паре, вы действительно чувствуете, что у вас есть заземление в мире, тогда как для других людей быть в паре может быть слишком сложно. с одной стороны, облегчение от одиночества, а с другой стороны, чрезмерное присутствие одного человека, который должен нести бремя удовлетворения всех ваших потребностей. Итак, проблема не в объекте, а в том, как мы учимся взаимодействовать.